Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
Для удобства пациентов начата выдача больничных листков. Импортные технологии и материалы! Цены сдерживаются в рублях! Воспользуйтесь моментом! Очень большая, но Временная экономия!
ОО «Белорусский союз предпринимателей» СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского
Исх. № 01-03/56
От 19.06.2014 г.
Исх. № 314
От 19.06.2014 г.
Исх. № 01-04/2-246
От 19.06.2014 г.

Министерство здравоохранения
Республики Беларусь

Министерство экономики
Республики Беларусь

Об отмене регулирования тарифов на
платные медицинские услуги

Во исполнение мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования активности в Республике Беларусь», в соответствии с поручением Совета Министров от 18.04.2012 г. №38/11/204-206 Министерством здравоохранения при участии представителей Министерства экономики и бизнес-союзов проведено совещание по вопросу совершенствования ценообразования на платные медицинские услуги. Итогом совещания явился протокол № 2 от 28.04.2012 г. (Приложение 1), который содержал ряд последовательных шагов по частичному сокращению государственного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, вплоть до его полной отмены.

Протоколом (п.2.3) принято решение, согласно которому Министерство здравоохранения совместно с Министерством экономики и бизнес-союзами по итогам 1 полугодия 2012 г. должны были пересмотреть Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством (утв. Постановлением Совмина № 495 от 14.04.2011 г.), а по итогам работы за 2012 г. и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Республике, рассмотреть предложения по отмене предельных тарифов на платные медицинские услуги для субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности (п.2.5).

Невыполнение решений совещания в значительной мере препятствует цивилизованному развитию рынка платных медицинских услуг. В Перечне регулируемых тарифов остались самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические). Рентабельность услуг, с учетом утвержденных Минздравом нормативов времени на медицинские услуги и нормативов расхода материалов, реальных зарплат медицинского персонала и с учетом использования высокотехнологичного оборудования, которым оснащены современные медицинские организации, составляет до минус 90%. При существующем жестком подходе к регулированию цен, организации, оказывающие медицинские услуги, не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит и государственным интересам, а также препятствует созданию равных конкурентных условий в ЕЭП.

Кроме того, здравоохранение - это одна из немногих отраслей экономики страны, где для организаций, оказывающих платные медицинские услуги, созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, государственные организации оказывающие платные услуги, ведомственные поликлиники и огромный «серый» рынок бюджетного здравоохранения. Поэтому, в таких условиях ни одна организация не возьмет на себя смелость и необоснованно поднять цену, так как может остаться без пациентов.

На рисунке (Приложение 2) представлен анализ динамики роста цен за период 2008 – 2014 гг. Из рисунка хорошо видна абсурдность ситуации, когда цены в стране выросли практически на все в 6 – 8 раз, кроме регулируемых медицинских услуг (стоматологические услуги – в 1,7 раза, а лабораторные и диагностические услуги – в 2,7 раза). Никакой экономики! При этом обращаем особое внимание, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги увеличились всего в 3,5 раза, что значительно ниже уровня инфляции за данный период.

Подробный анализ ситуации по стоматологическим услугам представлен в письме Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского от 28.04.2014 г. № 01-04/2-174 (Приложение 3).

Учитывая вышеизложенное убедительно просим Министерство здравоохранения совместно с Министерством экономики и бизнес-союзами, в рамках ОКС Минздрава, продолжить работу по протоколу совещания № 2 от 28.04.2012 г. и выйти в Совет Министров Республики Беларусь с предложением об исключении из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством - лабораторные, стоматологические и диагностические услуги.

Приложение:

  1. Протокол совещания по вопросу совершенствования ценообразования на платные медицинские услуги, № 2 от 28.04.2012 г.
  2. Анализ динамики роста цен за период 2008-2014 гг.
  3. Письмо в Минздрав от 28.04.2014 г. № 01-04/2-174.
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Сопредседатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского
А.Ф. Калинин В.Н. Карягин Г.П. Бадей

ПРОТОКОЛ
совещания по вопросу совершенствования ценообразования на платные медицинские услуги

28 апреля 2012 г. № 2
Председательствовал: Первый заместитель Министра
здравоохранения Республики
Беларусь Пиневич Д.Л.
Присутствовали: Липницкий И.Э., Радевич К.А.,
Мигаль Т.Ф., Коява В.Т.,
Чечетко Е.М., Волкова Е.В.,
Сафонова Т.А.

О совершенствовании ценообразования
на платные медицинские услуги
(Пиневич Д.Л., Коява В.Т.,
Липницкий И.Э., Волкова Н.В.)

1. В целях сохранения доступности социально значимых платных медицинских услуг, необходимости выполнения установленных на 2012 год параметров инфляции, и принимая во внимание, что государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги установлено только по ограниченному перечню услуг, на ближайшую перспективу сохранить действующий порядок регулирования тарифов на платные медицинские услуги.

2. По итогам состоявшегося обсуждения решили:

2.1 Для пересмотра предельных максимальных тарифов на платные медицинские услуги субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности в срок до 12 мая 2012 представить в Министерство здравоохранения в установленном порядке экономически обоснованные предложения.

2.2 Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики в срок до 1 июня 2012 года внести в установленном порядке предложения по повышению предельных максимальных тарифом на платные медицинские услуги и представить на Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

2.3 Министерству здравоохранения и Министерству экономики совместно с ОО «Белорусский союз предпринимателей» и другими заинтересованными с учетом анализа рынка платных медицинских услуг по итогам 1 полугодия 2012 г. пересмотреть перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 №495.

2.4 Министерству здравоохранения совместно с ОО «Белорусский союз предпринимателей» и другими заинтересованными в срок до 1 июня 2012 г. разработать план действий по проведению дифференциации тарифов на платные медицинские услуги в зависимости от присвоенной категории организации (кабинету, отделению и т.д.) исходя из уровня квалификации специалистов, технической оснащенности, применяемых материалов и технологий, комфортности (сервиса) и т.д.

2.5 Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики по итогам работы 2012 года и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в республике рассмотреть предложения по отмене предельных тарифом на платные медицинские услуги для субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности.

Председатель Д.Л.Пиневич
Секретарь Е.М. Чечетко

Анализ динамики роста цен за период 2008 - 2014 г.


Бiзнес саюз
прадпрымальнiкаý
i наймальнiкаý
iмя прафесара М.С.Куняýскага
220033, г.Мiнск, вул.Фабрычная, 22
тэл./факс .298-27-92, 298-32-79
р/р 3015740119019 аддзяленне № 539
ААТ «Белiнвестбанк», код 739,
УНН 190006230, АКПА 00030461
28.04.2014 № 01-04/2-174
Бизнес союз
предпринимателей
и нанимателей
имени профессора
М.С.Кунявского
220033, г.Минск, ул.Фабричная, 22
тел./факс 298-27-92, 298-32-79
р/с 3015740119019 отделение № 539
ОАО «Белинвестбанк», код 739,
УНН 190006230, ОКПО 00030461
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
URL: www.bspn.by

Заместителю Министра
здравоохранения
Республики Беларусь
ЛОСИЦКОМУ И.Г.

О тарифах
по стоматологическим услугам

Уважаемый Игорь Геннадьевич!

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского еще раз внимательно проанализировал проблемы, поднимаемые частными стоматологических организациями в сфере ценообразования, и пришел к следующим выводам.

  1. Сложившаяся система регулирования цен в области стоматологии несовершенна по следующим причинам:
    1. Согласно Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» государственное регулирование цен может устанавливаться на социально-значимые товары, работы, услуги. Учитывая социальную значимость медицинских услуг, Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. №72 Министерству здравоохранения предоставлены полномочия по регулированию тарифов на платные медуслуги по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №35 от 17.01.2014 г. к регулируемым видам стоматологических услуг относятся ортодонтические, ортопедические и зуботехнические, на которые Министерство здравоохранение устанавливает максимальные предельные тарифы и предельный уровень рентабельности с обязательным соблюдением норм времени и норм расхода материалов.

В данном случае отсутствует принцип дифференциации выполняемых услуг, а именно, являются ли они жизненно важными или социально-значимыми для пациента и/или они выполняют дополнительно и другие функции (престиж, мода, эстетика и т.д). Например, для восстановления жевательной функции для пациента необходим протез, который может быть изготовлен в разных вариантах: протез пластмассовый, коронка металлокерамическая или зубные протезы из прессованной керамики, установленные на имплантах. Полагаем, что последние два вида изделий отнести к социально-значимым не весьма справедливо, Или жизненно важным является устранение острой боли и лечение осложненного кариеса зуба, но не его отбеливание.

(СПРАВОЧНО: по тем же нормативным правовым актам регулируются и другие товары, например молоко, хлеб и т.д. Однако, при установлении предельных тарифов выделяется ассортиментная группа данного вида товаров, на которую и утверждаются предельные тарифы).

    1. Утверждаемые тарифы и периодичность их пересмотра не учитывают целый ряд факторов, которые оказывают влияние на реальные затраты организаций, которые выполняют данные виды услуг. Повышение тарифов на регулируемые стоматологические услуги в январе 2014 года на 15% (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г №124) за последние 2 года (тарифы установлены в сентябре 2011 года) не соответствуют действительности и не обеспечивают хотя бы безубыточность данных видов стоматологических услуг у большинства частных стоматологических организаций (см. Приложения). Это обусловлено, прежде всего, ростом реальных затрат по получаемым услугам, которые также регулируются государством. Так, например,
      • базовая ставка арендной платы за 2 года выросла на 188,89% (с 01.04.12 г. - 54 000 бел.руб, с 01.04.13 г. - 86 000 бел.руб, с 01.04.14 г. - 102 000 бел.руб.)
      • тарифы на услуги связи за 2012-2013 гг возросли на 182,7% (2012 г. 150,8%, 2013 г - 120,8%)
      • тарифы на услуги электроснабжения за 2012-2013 гг возросли на 224,3% (2012 г. 129,8%, 2013 г - 172,8%)
      • тарифы на услуги водоснабжения за 2012-2013 гг возросли на 184,7% (2012 г. 148,1%, 2013 г - 124,7%)
      • тарифы на отопление за 2012-2013 гг возросли на 156,1% (2012 г. 121,2%, 2013 г - 128,8%)

За аналогичный период и рост заработной платы врачей составил 125,87%, а с учетом младшего медицинского персонала - 127,5%. При этом необходимо учитывать и тот факт, что оплата труда врачей в соседних странах выше. По этой причине уже наблюдается выезд высококвалифицированных специалистов за рубеж, что чревато дефицитом кадров и снижением объема и качества выполняемых работ.

  1. Установление тройного регулирования тарифов (нормы времени, максимально предельные тарифы и предельный уровень рентабельности) увеличивают расходы на администрирование и контроль данных показателей, как на предприятии, так и для контролирующих органов. Кроме того, для пациентов, получающих при расчете подетальную распечатку манипуляций, 90% наименований которых совершенно непонятны для него, но из которых складывается стоимость работ к оплате, вызывает множество вопросов и споров, что влечет за собой непроизводительные расходы времени медицинского и вспомогательного персонала.
    1. Считаем неправильным подход пересмотра предельных тарифов на медицинские услуги только в том случае, если они приводят к убыточности организации. По нашему глубокому убеждению речь должна идти об убыточности не организации, а услуги.

    Аргументировать возможность получения дополнительных доходов за счет нерегулируемых видов услуг или экспорта медуслуг нарушает, прежде всего, принцип справедливости, а именно:

    • по отношению к пациентам - пациент, получающий услугу, нерегулируемую государством, должен оплачивать частично услугу другого пациента, которая государством регулируется;
    • по отношению к государству - государство недополучает налог на прибыль с той части суммы, которая идет на покрытие убытков организации;
    • по отношению к организации - предприятие вынуждено дифференцированно подходить к своим клиентам в зависимости от получаемой доходности по оказываемым видам услуг.

    На основании выше изложенного предлагаем следующие варианты изменений в ценообразовании:

    1 вариант: сократить до возможного минимума количество наименований платных медицинских услуг, учитывая только социально-экономический аспект, на которые устанавливается максимальный предельный тариф (по аналогии с ценообразованием на молоко, хлеб и т.д.) с обязательным его пересмотром не менее 1 раза в год. Нормы времени и нормы расхода материалов при этом должны носить рекомендательный характер. Предельный уровень рентабельности отменить.

    2 вариант: Отказаться от максимальных предельных тарифов, сохранив при этом предельный уровень рентабельности. Нормы времени и нормы расхода материалов установить обязательными для использования при формировании цены. Определить статьи затрат, из которых складывается себестоимость оказываемой услуги (заработная плата медицинского и вспомогательного персонала, налоги и обязательные социальные отчисления, арендная плата, коммунальные платежи, услуги других сторонних организаций и т.д) и ограничить рентабельность на уровне не более 30%.

    3 вариант: Учитывая опыт стран-соседей и партнеров по ЕЭП, отказаться от регулирования цен на оказание медицинских услуг, установив правила (порядки) оказания услуг по аналогии с Российской Федерацией.

    (СПРАВОЧНО: Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» :

    п.8 Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

    Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно)

    Указанные варианты предлагается вынести на широкое обсуждение с заинтересованными сторонами: провести круглый стол представителей Минздрава, Минэкономики, объединений предпринимателей и организаций, оказывающих стоматологические услуги, обсудить данные предложения на общественно-консультативном совете, а при необходимости - вынести их на Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

    С уважением,
    сопредседатель Правления директор
    Ж.К.Тарасевич
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter