Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
Для удобства пациентов начата выдача больничных листков. Импортные технологии и материалы! Цены сдерживаются в рублях! Воспользуйтесь моментом! Очень большая, но Временная экономия!

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ - 2014
«СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - БЛАГОПОЛУЧНАЯ СТРАНА»

(принята 5.03.2014г)

Выполнение на 1.10.2014 г.

ВЫПОЛНЕНО ПОЛНОСТЬЮ: - 1
ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО: - 3
НЕ ВЫПОЛНЕНО: - 3


ВСЕГО: - 7

Пункт платформы:

13. Выделение платных медицинских и образовательных услуг из системы бюджетного здравоохранения и образования в самостоятельные хозрасчетные учреждения.

НЕ РЕАЛИЗОВАНО.

Предлагаемая государственная политика противоречит принципам равных условий хозяйствования в сфере платного здравоохранения и образования.

Надо создавать самостоятельные государственные унитарные коммерческие организации, учредителями которых будут те же бюджетные учреждения здравоохранения и образования, которые сейчас оказывают платные услуги, наряду с бесплатными, финансируемыми за счет бюджета. При этом, они будут полностью возмещать затраты на аренду помещений и оборудование (по рыночным ценам), используемого и находящегося на балансе бюджетных организаций. Будут формировать цены на свои услуги, на общих основаниях, как для всех коммерческих организаций, а плату за аренду и заработанную прибыль направлять на Цели своих учредителей (на все то, что перечислили в «замечаниях Правительства»). При этом все субъекты хозяйствования (государственные и частные) будут находиться в равных экономических условиях, будут конкурировать между собой, улучшая качество и доступность своих услуг.

Сегодня, платные услуги в государственных учреждениях здравоохранения, это фактически оплата за посещения врача вне очереди. И реально, это происходит за счет сокращения количества бесплатных услуг. А еще хуже, когда в одном кабинете принимает врач платных пациентов или со страховым полисом (без очереди) и бесплатных (по общей очереди), включая инвалидов и пенсионеров.

Пункт платформы:

24. Разрешение выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Министерства здравоохранения.

НЕ РЕАЛИЗОВАНО.

Там где обслуживаются пациенты, там и должны выдавать листок нетрудоспособности. Многие пациенты хотят и имеют материальную возможность максимально отказаться от бюджетных поликлиник, получают медпомощь в коммерческих организациях здравоохранения, оплачивая напрямую или через страховой полис (как за свой счет, так и за счет работодателя). Но чтобы получить листок нетрудоспособности, надо повторно обращаться в государственную поликлинику. При этом больной теряет время, а государственная поликлиника имеет дополнительную нагрузку. А одна из целей создания внебюджетного сектора (платного) здравоохранения, это разгрузить бюджетное здравоохранения, что позволит значительно улучшить его качество и доступность.

Кроме того, данная политика государства нарушает принципы равных условий хозяйствования в сфере здравоохранения.

Пункт платформы:

25. Разрешение выдачи подтверждения нуждаемости гражданина в медицинской помощи, в том числе проведении операций, для освобождения от подоходного налога физических лиц, организациями Республики Беларусь, независимо от формы собственности в местах получения платной медицинской помощи.

РЕАЛИЗОВАНО.

Пункт платформы:

56. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН с сумм, направленных на свое лечение, а также на приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов, как из личных средств, так и средств нанимателя (работодателя).

ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО (при оплате за счет средств нанимателя).

Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а в первую очередь, улучшает финансовое состояние страховых компаний. Об этом свидетельствует динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования, и количество застрахованных лиц по ним. Кроме того, анализ страховых выплат свидетельствует, что 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях. Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации.

Необходимо ввести социальный «налоговый вычет» на суммы средств затраченных физическим лицом на получение медицинской помощи для себя и близких родственников:

1. Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2014 г. в размере до 12 млн. рублей. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма. Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках установленных объемов «налогового вычета») приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в медицинской организации. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых и медицинских услуг.

2. Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет. Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств (что соответствует 25 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку от реализации услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 25%.

3. «Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.

4. «Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. Даже по самым осторожным оценкам проведенной НИР, в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами.

5. Для получения практических аргументов предлагаем Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам проанализировать опыт России по использованию аналогичного «налогового вычета», который там осуществляется с 2002 г.

В 2014 году создано законодательство, с использованием справки «О состоянии здоровья» (согласно Постановления Минздрава от 7.03.2012 г. № 14) и после внесения изменений в Закон «О здравоохранении», дающих четкое отнесение большинства коммерческих медицинских организаций к организациям здравоохранения, позволяющее сегодня юридическим лицам осуществлять льготирование платежей в ФСЗН и по подоходному налогу, с сумм направленных на лечение сотрудников.

Кроме того, из Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН, действующего с 1.01.2014 г., Постановлением СМ РБ № 637 от 30.06.2014 г., из пункта 5 исключили слова «и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения».

Пункт платформы:

62. Отнесение части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы).

НЕ РЕАЛИЗОВАНО.

Мы убеждены, что развитие внебюджетного сектора здравоохранения, который может охватить до 20 % населения страны, с объемом 10 трлн. рублей год, можно создать только, в случае выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от форм собственности. Необходимо дать право юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи.

Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а в первую очередь, улучшает финансовое состояние страховых компаний.

Считаем необходимым уточнить, что в связи с тем, что Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 № 165 ’’О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности“ не изменен норматив средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов, то и мы предлагаем оставить его в пределах 3 % от фонда заработной платы, при отнесении части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Пункт платформы:

64. Полная отмена государственного регулирования цен (тарифов) на медицинские услуги для организаций, не финансируемых за счет бюджетных средств.

ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО.

Согласно постановления СМ РБ от 14.04.2011 № 495, Минздравом по согласованию с Минэкономики был разработан Перечень услуг, на которые сохранилось государственное регулирование тарифов, что составляет 1652 услуги, т.е. сокращение регулируемых тарифов произошло всего на 40 % услуг. В Перечне регулируемых тарифов остались самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические). При существующем жестком подходе к регулированию тарифов, организации, оказывающие медицинские услуги, не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит как государственным интересам, так и медицинских организаций.

Кроме того, здравоохранение - это одна из немногих отраслей экономики страны, где для организаций, оказывающих платные медицинские услуги, созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, государственные хозрасчетные организации, ведомственные поликлиники и огромный «серый» рынок бюджетного здравоохранения. Поэтому в таких условиях ни одна организация не возьмет на себя смелости необоснованно поднять цену, так как может остаться без пациентов.

С 2008 г., тарифы на регулируемые стоматологические услуги увеличены всего на 120 %, а коммунальные платежи, средняя зарплата по стране, курс доллара и т.д. на 500-800 %. Никакой экономики!

Жесткое регулирование тарифов усилило тенденцию в развитии «теневого» рынка медицинских услуг, так как необходимо было компенсировать убытки, о чем свидетельствует большая доля «зарплат в конвертах» (официальные зарплаты врачей в различных медицинских организациях отличаются в разы). Т.е. однозначно можно сказать, что сдерживание тарифов не приводит к большей доступности медицинских услуг, а наоборот.

Данному вопросу было посвящено отдельное заседание ОКС Минздрава. Итогом совещания явился Протокол № 2 от 28.04.2012 г., который содержал ряд последовательных шагов по частичному сокращению государственного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, вплоть до его полной отмены.

Постановлением СМ РБ № 724 от 24.07.2014 г. были исключены из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35, консультации врачей-специалистов (за исключением консультаций зарубежных врачей-специалистов), пункт 3 Перечня.

Учитывая вышеизложенное, бизнес-сообщество предлагает министерствам здравоохранения и экономики рассмотреть вопрос о сокращении Перечня регулируемых тарифов (в соответствии с п.2.3 Протокола № 2 от 28.04.2012 г.), исключив из него все виды диагностических (включая лабораторные исследования) и стоматологических услуг. Мы считаем, что данные платные медицинские услуги не являются социально-значимыми, а являются дополнительными, к социально-значимым бесплатным услугам.

В Перечне необходимо оставить регулирование тарифов только на:

4. Профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан;

5. Медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

Так как данные услуги затрагивают всех граждан, независимо от материального достатка, то только их необходимо относить к социально-значимым платным медицинским услугам.

В своих организациях здравоохранения, Минздрав может самостоятельно регулировать тарифы, до тех пор, пока они не будут выделены в самостоятельные хозрасчетные организации. А государство проявит социальную ответственность, развивая внебюджетный сектор здравоохранения (государственный, без сокращения бесплатных услуг и частный). Это позволит улучшить качество и доступность бюджетного здравоохранения, за счет добровольного оттока части пациентов, во внебюджетное здравоохранение.

Пункт платформы:

65. Выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от форм собственности.

ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО.

Мы убеждены, что развитие внебюджетного сектора здравоохранения, который может охватить до 20 % населения страны, с объемом 10 трлн. рублей год, можно создать только, в случае выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от их форм собственности. Необходимо дать право юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи.

Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а в первую очередь, улучшает финансовое состояние страховых компаний.

Необходимо:

1. Разрешить относить часть расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (3% от фонда заработной платы) (п. 62 Платформы).

2. Отменить необходимость дополнительного документального подтверждения нуждаемости в медицинской помощи (в виде справки о состоянии здоровья, согласно Постановления Минздрава от 7.03.2012 г. № 14). Существующее законодательство, с использованием справки «О состоянии здоровья» и после внесения изменений в Закон «О здравоохранении», дающих четкое отнесение большинства коммерческих медицинских организаций к организациям здравоохранения, позволяет сегодня юридическим лицам осуществлять льготирование платежей в ФСЗН и по подоходному налогу, с сумм направленных на лечение сотрудников. Но процедура подтверждения нуждаемости в медицинской помощи абсурдна. Нет ни одного человека, который не нуждается в медицинской помощи, так как согласно Закона «О здравоохранении», медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками.

Поэтому необходимо отменить Постановление Минздрава от 7.03.2012 г. № 14, а принять новое, которое утвердит форму справки, являющейся соответствующим подтверждением оказания медицинских услуг (а не подтверждением нуждаемости в медицинской помощи), для целей освобождения безвозмездной помощи от подоходного налога и не начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, при получении медицинской помощи.

Эксперт Коява В. Т.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter