Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
Для удобства пациентов начата выдача больничных листков. Импортные технологии и материалы! Цены сдерживаются в рублях! Воспользуйтесь моментом! Очень большая, но Временная экономия!
ОО «Белорусский союз предпринимателей» СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского
Исх. 01-03/101
от 13.11.2014 г.
Исх. 871
от 13.11.2014 г.
Исх. 01-04/2-508
от 13.11.2014 г.

Заместителю Премьер-министра
Республики Беларусь
ПРОКОПОВИЧУ П.П.

Об отмене регулирования тарифов на
платные медицинские услуги

Уважаемый Петр Петрович!

Во исполнение мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в соответствии с постановлением Совета Министров от 14.04.2011 № 495 частично сокращено государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги. Однако значительное количество - более 1600 видов услуг - по-прежнему регулируется Минздравом, причем одновременно двумя способами: установлением предельных тарифов через нормирование времени и ограничением уровня рентабельности, не более 30%. Такого двойного регулирования тарифов нет больше ни в одной отрасли. При этом предельные тарифы (прейскуранты) были разработаны еще в 2007-2008 годах и в последующем только частично проиндексированы. За данный период цены в стране выросли практически на все в 6-8 раз (Приложение 1), кроме регулируемых медицинских услуг (стоматологические услуги - в 1,7 раза, а лабораторные и диагностические услуги - в 2,6 раза). Одновременно обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги увеличились всего в 3,5 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).

В Перечне регулируемых тарифов (утвержденных постановлением Советом Министров Республики Беларусь № 35 от 17.01.2014 г.) остались самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические). Рентабельность услуг, с учетом утвержденных Минздравом нормативов времени на медицинские услуги и нормативов расхода материалов, реальных зарплат медицинского персонала и с учетом использования высокотехнологичного оборудования, которым оснащены современные медицинские организации, составляет примерно минус 60-90%. При таком жестком подходе к регулированию цен, предприятия не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит как государственным интересам, так и медицинских организаций, а также препятствует созданию равных конкурентных условий в ЕЭП.

Кроме того, здравоохранение - это одна из немногих отраслей экономики страны, где для организаций, оказывающих платные медицинские услуги, созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, государственные организации оказывающие платные услуги, ведомственные поликлиники и т.д. Поэтому, в таких условиях ни одна коммерческая организация здравоохранения не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену, так как может остаться без пациентов.

На очередном заседании Республиканского совета ректоров Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Тозик A.A. озвучил свою позицию:

«Обращаю внимание ректоров на то, что платная форма обучения не должна быть убыточной. Если сохранить подготовку «платников», то студенты должны полностью покрывать расходы за свое обучение, а не так, как это происходит сегодня, когда половину расходов берет на себя государство. Ведь это уже можно расценивать как нецелевое использование бюджетных средств».

Считаем, что такой же экономически взвешенный подход, должен быть и при обосновании либерализации ценообразования платных медицинских услуг. Нельзя, чтобы пациенты, получающие услуги, нерегулируемые государством, должны оплачивать частично услуги других пациентов, которые государством регулируется, чтобы покрывать убыток медицинской организации.

Подробный анализ ситуации по стоматологическим услугам представлен в письме Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского от 28.04.2014 г. № 01-04/2-174 (Приложение 2).

В этой связи предлагается исключить из Перечня платных медицинских услуг тарифы, которые регулируются государством - стоматологические и диагностические услуги. Полагаем, что данные платные медицинские услуги не являются социально-значимыми, а являются дополнительными, к социально-значимым бесплатным услугам.

Вместе с тем, целесообразно оставить регулирование тарифов на такие медицинские услуги, как профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан и медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением, так как они затрагивают всех граждан, независимо от материального достатка и их необходимо относить к социально-значимым платным медицинским услугам.

В качестве компромиссного варианта предлагаем на первом этапе (с 01.01.2015 г. отказаться от двойного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, а с 2016 г. - исключить названные виды из соответствующего Перечня.

Учитывая вышеизложенное, убедительно просим поручить Министерству экономики и Министерству здравоохранения принять решение о регулировании тарифов на стоматологические и диагностические услуги только путем ограничения уровня рентабельности не более 30%.

Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Сопредседатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского
А.Ф. Калинин В.Н. Карягин Ж.К. Тарасевич


Бiзнес саюз
прадпрымальнiкаý
i наймальнiкаý
iмя прафесара М.С.Куняýскага
220033, г.Мiнск, вул.Фабрычная, 22
тэл./факс .298-27-92, 298-32-79
р/р 3015740119019 аддзяленне № 539
ААТ «Белiнвестбанк», код 739,
УНН 190006230, АКПА 00030461
28.04.2014 № 01-04/2-174
Бизнес союз
предпринимателей
и нанимателей
имени профессора
М.С.Кунявского
220033, г.Минск, ул.Фабричная, 22
тел./факс 298-27-92, 298-32-79
р/с 3015740119019 отделение № 539
ОАО «Белинвестбанк», код 739,
УНН 190006230, ОКПО 00030461
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
URL: www.bspn.by

Заместителю Министра
здравоохранения
Республики Беларусь
ЛОСИЦКОМУ И.Г.

О тарифах
по стоматологическим услугам

Уважаемый Игорь Геннадьевич!

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского еще раз внимательно проанализировал проблемы, поднимаемые частными стоматологических организациями в сфере ценообразования, и пришел к следующим выводам.

1) Сложившаяся система регулирования цен в области стоматологии несовершенна по следующим причинам:

a) Согласно Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» государственное регулирование цен может устанавливаться на социально-значимые товары, работы, услуги. Учитывая социальную значимость медицинских услуг, Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. №72 Министерству здравоохранения предоставлены полномочия по регулированию тарифов на платные медуслуги по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №35 от 17.01.2014 г. к регулируемым видам стоматологических услуг относятся ортодонтические, ортопедические и зуботехнические, на которые Министерство здравоохранение устанавливает максимальные предельные тарифы и предельный уровень рентабельности с обязательным соблюдением норм времени и норм расхода материалов.

В данном случае отсутствует принцип дифференциации выполняемых услуг, а именно, являются ли они жизненно важными или социально-значимыми для пациента и/или они выполняют дополнительно и другие функции (престиж, мода, эстетика и т.д). Например, для восстановления жевательной функции для пациента необходим протез, который может быть изготовлен в разных вариантах: протез пластмассовый, коронка металлокерамическая или зубные протезы из прессованной керамики, установленные на имплантах. Полагаем, что последние два вида изделий отнести к социально-значимым не весьма справедливо, Или жизненно важным является устранение острой боли и лечение осложненного кариеса зуба, но не его отбеливание.

(СПРАВОЧНО: по тем же нормативным правовым актам регулируются и другие товары, например молоко, хлеб и т.д. Однако, при установлении предельных тарифов выделяется ассортиментная группа данного вида товаров, на которую и утверждаются предельные тарифы).

b) Утверждаемые тарифы и периодичность их пересмотра не учитывают целый ряд факторов, которые оказывают влияние на реальные затраты организаций, которые выполняют данные виды услуг. Повышение тарифов на регулируемые стоматологические услуги в январе 2014 года на 15% (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г №124) за последние 2 года (тарифы установлены в сентябре 2011 года) не соответствуют действительности и не обеспечивают хотя бы безубыточность данных видов стоматологических услуг у большинства частных стоматологических организаций (см. Приложения). Это обусловлено, прежде всего, ростом реальных затрат по получаемым услугам, которые также регулируются государством. Так, например,

  • базовая ставка арендной платы за 2 года выросла на 188,89% (с 01.04.12 г. - 54 000 бел.руб, с 01.04.13 г. - 86 000 бел.руб, с 01.04.14 г. - 102 000 бел.руб.)
  • тарифы на услуги связи за 2012-2013 гг возросли на 182,7% (2012 г. 150,8%, 2013 г - 120,8%)
  • тарифы на услуги электроснабжения за 2012-2013 гг возросли на 224,3% (2012 г. 129,8%, 2013 г - 172,8%)
  • тарифы на услуги водоснабжения за 2012-2013 гг возросли на 184,7% (2012 г. 148,1%, 2013 г - 124,7%)
  • тарифы на отопление за 2012-2013 гг возросли на 156,1% (2012 г. 121,2%, 2013 г - 128,8%)

За аналогичный период и рост заработной платы врачей составил 125,87%, а с учетом младшего медицинского персонала - 127,5%. При этом необходимо учитывать и тот факт, что оплата труда врачей в соседних странах выше. По этой причине уже наблюдается выезд высококвалифицированных специалистов за рубеж, что чревато дефицитом кадров и снижением объема и качества выполняемых работ.

c) Установление тройного регулирования тарифов (нормы времени, максимально предельные тарифы и предельный уровень рентабельности) увеличивают расходы на администрирование и контроль данных показателей, как на предприятии, так и для контролирующих органов. Кроме того, для пациентов, получающих при расчете подетальную распечатку манипуляций, 90% наименований которых совершенно непонятны для него, но из которых складывается стоимость работ к оплате, вызывает множество вопросов и споров, что влечет за собой непроизводительные расходы времени медицинского и вспомогательного персонала.

2) Считаем неправильным подход пересмотра предельных тарифов на медицинские услуги только в том случае, если они приводят к убыточности организации. По нашему глубокому убеждению речь должна идти об убыточности не организации, а услуги.

Аргументировать возможность получения дополнительных доходов за счет нерегулируемых видов услуг или экспорта медуслуг нарушает, прежде всего, принцип справедливости, а именно:

  • По отношению к пациентам - пациент, получающий услугу, нерегулируемую государством, должен оплачивать частично услугу другого пациента, которая государством регулируется;
  • По отношению к государству - государство недополучает налог на прибыль с той части суммы, которая идет на покрытие убытков организации;
  • По отношению к организации - предприятие вынуждено дифференцированно подходить к своим клиентам в зависимости от получаемой доходности по оказываемым видам услуг.

На основании выше изложенного предлагаем следующие варианты изменений в ценообразовании:

1 вариант: сократить до возможного минимума количество наименований платных медицинских услуг, учитывая только социально-экономический аспект, на которые устанавливается максимальный предельный тариф (по аналогии с ценообразованием на молоко, хлеб и т.д.) с обязательным его пересмотром не менее 1 раза в год. Нормы времени и нормы расхода материалов при этом должны носить рекомендательный характер. Предельный уровень рентабельности отменить.

2 вариант: Отказаться от максимальных предельных тарифов, сохранив при этом предельный уровень рентабельности. Нормы времени и нормы расхода материалов установить обязательными для использования при формировании цены. Определить статьи затрат, из которых складывается себестоимость оказываемой услуги (заработная плата медицинского и вспомогательного персонала, налоги и обязательные социальные отчисления, арендная плата, коммунальные платежи, услуги других сторонних организаций и т.д) и ограничить рентабельность на уровне не более 30%.

3 вариант: Учитывая опыт стран-соседей и партнеров по ЕЭП, отказаться от регулирования цен на оказание медицинских услуг, установив правила (порядки) оказания услуг по аналогии с Российской Федерацией.

(СПРАВОЧНО: Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» :

п.8 Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно)

Указанные варианты предлагается вынести на широкое обсуждение с заинтересованными сторонами: провести круглый стол представителей Минздрава, Минэкономики, объединений предпринимателей и организаций, оказывающих стоматологические услуги, обсудить данные предложения на общественно-консультативном совете, а при необходимости - вынести их на Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

С уважением,
сопредседатель Правления директор
Ж.К.Тарасевич
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter