Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
ДЛЯ УДОБСТВА ПАЦИЕНТОВ В СООО «ЭКОМЕДСЕРВИС-МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЫДАЧА БОЛЬНИЧНЫХ ЛИСТКОВ. ИМПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ! ЦЕНЫ СДЕРЖИВАЮТСЯ В РУБЛЯХ! ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ МОМЕНТОМ! ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ, НО ВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЯ!


ПРОЕКТ ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. О необходимости совершенствования порядка лицензирования медицинской деятельности организаций частной формы собственности.

БСПН им.Кунявского, ОО «БСП»
Министерство здравоохранения
Министерство экономики

  1. Об отмене государственного регулирования ценообразования на стоматологические услуги.

БСПН им.Кунявского, ОО «БСП»
Министерство здравоохранения
Министерство торговли


К вопросу 1. (позиция БСПН им.Кунявского и ОО «БСП»)

26 ноября 2015 г. издан Указ Президента  Республики Беларусь №475 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ №475). Указом №475 внесены, в частности, изменения и  дополнения в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 « О лицензировании отдельных видов деятельности».

В Главе 32 «Медицинская деятельность» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 3 пункта 320), внесены изменения и дополнения согласно которым, отменена обязанность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности государственными медицинскими учреждениями и Белорусским Обществом Красного Креста и сохранена указанная обязанность для субъектов частной формы собственности, что создает неравные условия хозяйствования для организаций государственной и частной форм собственности, которые оказывают платные медицинские услуги.

Кроме того, установлено (подпункт 322.2.2.), что медицинские работники  организаций частной формы собственности, имеющие высшее или среднее медицинское образование, обязаны иметь первую или высшую квалификационную категорию. Тем самым, частные медицинские организации лишаются права найма на работу специалистов низших квалифицированных категорий и выпускников учебных заведений.

Так, согласно пункту 1.1 «Положения о порядке присвоения квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам органов, учреждений и предприятий здравоохранения», утвержденном Приказом Минздрава от 19.08.1998 г. № 232,  присвоение квалификационных категорий работникам, проводится в целях оценки их профессионального уровня и является формой материального и морального стимулирования труда работников, обеспечивающей связь уровня квалификации и оплаты труда. Повышение квалификации осуществляется по инициативе работника и руководителя учреждения здравоохранения (пункт 1.3.).

Добровольность проведения аттестации по квалифицированным категориям, подтверждается «Инструкцией о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим) работникам», утвержденной Постановлением Минздрава РБ от 22.12.2008г. № 232. В инструкции указано (пункт 6): «Присвоение квалификационных категорий проводится по инициативе работника или нанимателя».

Исходя из названных нормативных актов, следует, что наличие той или иной квалификационной категории работника не может служить достаточным основанием для найма на работу, или увольнения работника. Эти вопросы регулируются законодательством о труде и коллективными (трудовыми) договорами.

Техническим нормативным правовым актом, определяющим условия распределения трудовых функций в зависимости от сложности и напряженности труда,  уровня квалификации служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований является «Единый квалификационный справочник должностей служащих» (далее - ЕКСД), утвержденный Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 02.01.2012г. №1. Согласно ЕКСД (пункт 1) он обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в целях:

  • Определения наименований должностей;
  • Определения трудовых функций;
  • Установления дифференциации оплаты труда;
  • Разработки должностных инструкций, регламентирующих правовое положение служащих;
  • Организации обучения, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров;
  • Аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий.

Причем, присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД (пункт 14). Таким образом, законодательство о труде определяет общий порядок, цели и требования для присвоения квалификационных категорий в соответствии с квалификационными характеристиками, а также приоритетность локальных нормативных актов.

По нашему мнению, принятые изменения и дополнения в Положении о лицензировании не только не корректны по отношению к законодательству о труде, но и не логичны. Сложно представить, например, целесообразность, в том числе и экономическую, установления в квалификационной характеристике помощника врача требований, как для специалиста первой или высшей категории. Ведь, если исходить из новых требований Положения о лицензировании, что все работники частных медицинских организаций должны иметь первую или высшую квалификационную категорию, то затраты на медицинские услуги в них повысятся примерно на 30-50 %.

Возникает и ряд других коллизий. Так, к примеру, индивидуальный предприниматель может заниматься медицинской деятельностью при наличии любой квалификационной категории. Если же он захочет создать юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность, сразу же появляются  требования о получении им высшей либо первой квалификационной категории.

Еще одна проблема возникает для граждан, получивших медицинское образование за счет собственных средств (в том числе за рубежом, например, в России, с которой имеется Договор о взаимном признании документов об образовании), и которые лишаются права трудоустройства в частную медицинскую организацию. Тем самым не только нарушается право специалиста на выбор места работы, но и девальвируется значимость получения медицинского образования.

При этом необходимо учесть, что для получения первой категории требуется стаж работы по специальности 5 лет и время работы по 2-й квалификационной категории в одной должности (перед присвоением) не менее 3-х лет; высшей категории - стаж работы по специальности - не менее 8 лет  и время работы по 1-й квалификационной категории в одной должности (перед присвоением) не менее 3-х лет. Таким образом, под увольнение, прежде всего, попадет молодежь и женщины-матери, которые находились или находятся в отпуске по уходу за ребенком, ибо они не имеют достаточного стажа для получения соответствующих категорий, а также лица предпенсионного возраста, которые не стремились повышать свою категорию.

В связи с этим возникает и такой вопрос: а где указанные лица должны будут работать, чтобы получить указанные категории? И смогут ли они уволиться из государственной организации здравоохранения, если им не будут разрешать получать  квалификационную категорию (будут затягивать, чтобы удержать специалиста)?

Еще одна социальная проблема появилась после вступления в силу (1 марта 2016г.) норм Указа 475, касающихся выполнения положения о лицензировании. Анализ анкет полученных в ходе опроса представителей частного медицинского бизнеса о практической возможности применения норм Указа 475  показал, что организации частной формы собственности вынуждены будут уволить 25% врачей, 38% зубных техников, 52% медицинских сестер. Примерно общее сокращение медперсонала в масштабах республики составляет 3-3.5 тыс. человек. Такое сокращение не только не соответствует политике социального государства, но может иметь негативные социально-политические последствия (особенно в условиях экономического кризиса в мире и стране).  По данным Минтруда в республике имеется вдвое меньше вакансий (примерно 1000 ставок врачей и около 800 ставок медсестер), вакансий же зубных техников не имеется вообще.

Одновременно необходимо учесть, что возникает серьезная проблема с формулировкой причин увольнения указанных работников, т.к. в Трудовом кодексе отсутствует подобное основание увольнения.

Согласно ст.1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения».

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что в  изменениях и дополнениях  внесенных Указом 475 в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, имеются коллизии, которые должны быть исключены.

Эти коллизии выражаются, прежде всего, в том, что введенные Указом 475 нормы Положения в части лицензирования медицинской деятельности не согласуются  с нормами, регулирующими не только трудовую деятельность, но и медицинскую деятельность, в целом.

Так, согласно ст.11 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:

  • Государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
  • Негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

В соответствии со ст.12 указанного Закона:

«Лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Отдельные работы и услуги, составляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность, в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, осуществляются только государственными организациями здравоохранения».

Таким образом, Закон предусматривает только возможность осуществления отдельных работ и услуг исключительно государственными организациями здравоохранения, но не особый порядок их допуска к медицинской деятельности, в том числе и лицензирования.

Согласно части первой ст.56 указанного Закона «Право на занятие должностей медицинских, фармацевтических работников имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое образование и соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь». То есть, Закон не содержит в качестве условия занятия должности медицинского работника наличие квалификационной категории.

Названные новеллы особенно негативно отразятся на деятельности частных организаций, оказывающие стоматологические услуги, а также белорусские санатории и SPA-салоны, которые предоставляют услуги не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Увольнение персонала в краткосрочной перспективе повлечет за собой сокращение выручки и доходов частных организаций, что уменьшит налоговые и обязательные социальные отчисления; приведет к банкротству и закрытию части малых и микро-организаций; просроченной задолженности по кредитам, взятым на развитие собственного дела под имеющийся потенциал; в среднесрочной перспективе - начнется переток врачей с первой и высшей категорией в частый бизнес, а без категории, которые не нашли работу - возможна миграция в страны ближнего зарубежья; резко уменьшаться инвестиции в развитие частной медицины; в долгосрочной перспективе - учитывая, что в госучреждениях будут работать преимущественно медработники без категории или более низкой категории, у общества будет появляться негативное отношение к таким услугам с точки зрения качества услуги и недоверия к государственным организациям. Указанные тенденции отрицательно скажутся как на наполнении, так и расходах бюджета, в части отрасли здравоохранения, а также экспорте медицинских услуг.

Кроме того, в Положении имеется и ряд других требований, которые предъявляются к лицензиату и требуют уточнения и совершенствования. Это, прежде всего, касается Санитарно-эпидемиологических требований к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения, изменения в которые Минздрав вносит с определенной периодичность без согласования с бизнес-сообществом и не в лучшую для бизнеса сторону. Примером тому могут стать требования по хранению одежды в отдельных индивидуальных двухсекционных шкафчиках вместо двух больших, в которых в течение многих лет осуществлялось такое хранение, или требование в любой организации здравоохранения независимо от величины и специализации иметь в наличии вестибюль (например, зуботехнические лаборатории работают напрямую со стоматологическими организациями и у них практических отсутствую посетители.

Совершенно не оправданы требования, предъявляемые к руководителю коммерческой организации, оказывающей медицинские услуги, по обязательному наличию у него высшего медицинского образования. Отличие коммерческой организации от учреждения как раз и состоит в том, что учреждение создаётся, согласно статье 120 ГК РБ, для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. А у коммерческой организации (статья 46 Гражданского кодекса) основная цель - извлечение прибыли.

И совершенно логично, что учреждения здравоохранения или государственные организации здравоохранения возглавляет руководитель-врач, который должен соответствовать лицензионным требованиям и условиям, указанным в Указе № 450. Перед руководителем государственной организации (учреждения) не стоит задача обеспечить организацию (учреждение) финансированием, пациентами, найти коммерчески выгодные направления деятельности, разбираться в маркетинге и бизнес-планах, привлекать кредиты на развитие и своевременно их погашать и т.д.

А негосударственную (частную, коммерческую) организацию должен возглавлять управленец (менеджер), который знает рынок, экономику и отвечает за коммерческий успех от деятельности организации. Но при занятии медицинской деятельностью, руководитель негосударственной (частной, коммерческой) организации, при  отсутствии у него соответствующей медицинской квалификации, должен иметь заместителя, который будет соответствовать всем предъявляемым требованиям и отвечать, именно за медицинскую, а не коммерческую, составляющую деятельности этой организации.

Таким образом, обоснованно полагаем, что данное требование для руководителя организации здравоохранения частной формы собственности является избыточным. Считаем целесообразным разрешить  отвечать лицензионным требованиям для организаций здравоохранения руководителю или его заместителю.

На основании выше изложенного, а также учитывая нормы Указа Президента Республики Беларусь №78 (2016 г.),  бизнес-сообщество настаивает на внесении изменений в главу 32 «Медицинская деятельность» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом №450, в части продления адаптационного периода и поэтапного установления квот по требованиям к медперсоналу иметь первую и высшую категории. В качестве минимального компромиссного варианта предлагаем установить адаптационный период по 31.12.2016 г., и требования к медперсоналу иметь первую и высшую категорию на 01.01.2017 г. - не менее 50%, на 01.01.2018 - не менее 60%, на 01.01.2019 г. - не менее 70% и на 01.01.2020 г. -  не менее 80%.

Данная глава требует и других уточнений (например, обязанность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности государственными медицинскими учреждениями при оказании платных медицинских услуг, убрать неконкретные требования (особенно отнесенных к грубым нарушения), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами  и пр.), которые мы готовы изложить и аргументировать при работе по внесению в нее изменений.


По вопросу 2 (мнение БСПН им.Кунявского и ОО «БСП»)

Бизнес-сообщество неоднократно поднимало и анализировало проблемы государственного регулирования цен на медицинские услуги на уровне Министерства здравоохранения и других государственных органов, однако ситуация практически осталась почти на том же уровне. Наряду с отменой ценообразования на такие социально-значимые товары, как хлеб, молоко и др., платные стоматологические услуги остались в перечне социально-значимых, а значит - регулируемых Минздравом по согласованию с Минторговли. И это наряду с тем, что в Республике Беларусь оказывается бесплатная стоматологическая помощь населению в поликлиниках и других государственных специализированных организациях (учреждениях). Оценка такой ситуации позволяет сделать следующие выводы и предложения:

  1. Сложившаяся система регулирования цен в области стоматологии несовершенна по следующим причинам:
    1. Согласно Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» государственное регулирование цен может устанавливаться на социально-значимые товары, работы, услуги. Учитывая социальную значимость медицинских услуг, Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. №72 Министерству здравоохранения предоставлены полномочия по регулированию тарифов на платные медуслуги по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №35 от 17.01.2014 г. к регулируемым видам стоматологических услуг относятся ортодонтические, ортопедические и зуботехнические, на которые Министерство здравоохранение устанавливает максимальные предельные тарифы и предельный уровень рентабельности с обязательным соблюдением норм времени и норм расхода материалов.
      В данном случае отсутствует принцип дифференциации выполняемых услуг, а именно, являются ли они жизненно важными или социально-значимыми для пациента и/или они выполняют дополнительно и другие функции (престиж, мода, эстетика и т.д). Например, для восстановления жевательной функции для пациента необходим протез, который может быть изготовлен в разных вариантах: протез пластмассовый, коронка металлокерамическая или зубные протезы из прессованной керамики, установленные на имплантах. Полагаем, что последние два вида изделий отнести к социально-значимым не весьма справедливо. Или жизненно важным является устранение острой боли  и лечение осложненного кариеса зуба, но не его отбеливание.
    2. Утверждаемые тарифы и периодичность их пересмотра не учитывают целый ряд факторов, которые оказывают влияние на реальные затраты организаций, которые выполняют данные виды услуг.
      Предельные тарифы (прейскуранты) были разработаны еще в 2007-2008 годах и в последующем только частично проиндексированы. За данный период цены в стране выросли практически на все в 8-12 раз (см. Приложение 1), кроме регулируемых медицинских услуг (стоматологические услуги - в 2,2 раза, а лабораторные и диагностические услуги - в 3,3 раза). Одновременно обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги увеличились всего в 4,4 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).
    3. Установление двойного регулирования тарифов (максимальные предельные тарифы и предельный уровень рентабельности) увеличивают расходы на администрирование и контроль данных показателей, как на предприятии, так и для контролирующих органов. Кроме того, для пациентов, получающих при расчете подетальную распечатку манипуляций, 90% наименований которых совершенно непонятны для него, но из которых складывается стоимость работ к оплате, вызывает множество вопросов и споров, что влечет за собой непроизводительные расходы времени медицинского и вспомогательного персонала, а также жалоб и разбирательств с участием госорганов.
  2. Считаем неправильным подход Минздрава по пересмотру предельных тарифов на медицинские услуги только в том случае, если они приводят к убыточности организации. По нашему глубокому убеждению речь должна идти об убыточности не организации, а услуги.
    Аргументировать возможность получения дополнительных доходов за счет нерегулируемых видов услуг или экспорта медуслуг нарушает, прежде всего, принцип справедливости, а именно:
    • По отношению к пациентам - пациент, получающий услугу, нерегулируемую государством, должен оплачивать частично услугу другого пациента, которая государством регулируется;
    • По отношению к государству - государство недополучает налог на прибыль с той части суммы, которая идет на покрытие убытков организации;
    • По отношению к организации -  предприятие вынуждено дифференцированно подходить к своим клиентам в зависимости от получаемой доходности по оказываемым видам услуг.
  3. Здравоохранение - это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации, а также ведомственные поликлиники и т.д. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.

На основании выше изложенного и учитывая опыт стран-соседей и партнеров по ЕАЭС, предлагаем отказаться от регулирования цен на оказание стоматологических медицинских услуг, установив правила (порядки) оказания услуг по аналогии с Российской Федерацией.

(СПРАВОЧНО: Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» :

  • п.8 Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
  • Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно).


ПРОЕКТ ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

Заседания Межведомственной комиссии
по поддержке и развитию малого предпринимательства
г.Минск, ___ _________ 2016 г.

По первому вопросу:

Учитывая существенные изменения в сфере лицензирования медицинской деятельности частных организаций, повлекшие за собой обострение проблем на рынке труда и увеличение затрат их хозяйственной деятельности

  1. Поручить Министерству экономики и Министерству здравоохранения подготовить и внести в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь изменения и дополнения в Главу 32 «Медицинская деятельность» Положении о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 « О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрев продления адаптационного периода и поэтапного установления квот по требованиям к медперсоналу иметь первую и высшую категории, а именно: установить адаптационный период по 31.12.2016 г., и требования к медперсоналу иметь первую и высшую категорию на 01.01.2017 г. – не менее 50%, на 01.01.2018 – не менее 60%, на 01.01.2019 г. – не менее 70% и на 01.01.2020 г. –  не менее 80%.
    Кроме того, внести в данную главу уточнения по предъявляемым требованиям к руководителям частных  организаций, исключить неконкретные требования (отнесенных к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, а также восстановить обязанность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности государственными медицинскими учреждениями при оказании платных медицинских услуг.
  2. До внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты считать целесообразным объявить мораторий на увольнение сотрудников, которые по состоянию на 28.11.2015 года (дата официального опубликования Указа №475) состояли в трудовых отношениях с частными медицинскими организациями, но не имели первой или высшей категории.
  3. Признать целесообразным упрощение Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения»;
  4. Для выработки согласованных решений с бизнес-сообществом создать Рабочую группу из специалистов названных министерств и представителей заинтересованных объединений предпринимателей.
  5. Проекты предложений рассмотреть на совместном заседании общественно-консультативных советов при Минэкономики и Минздравоохранении.

По второму вопросу:

  1. Признать целесообразным отмену государственного регулирования ценообразования на стоматологические услуги;
  2. Министерству здравоохранения совместно с  Министерством торговли подготовить и внести в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения по исключению из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли позицию «Стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические)».
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter