Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
ДЛЯ УДОБСТВА ПАЦИЕНТОВ В СООО «ЭКОМЕДСЕРВИС-МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЫДАЧА БОЛЬНИЧНЫХ ЛИСТКОВ. ИМПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ! ЦЕНЫ СДЕРЖИВАЮТСЯ В РУБЛЯХ! ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ МОМЕНТОМ! ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ, НО ВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЯ!
Грамадскае аб’яднанне «Беларускi саюз прадпрымальнiкаў»
220028, г. Мiнск, вул. Маякоўскага, д. 127/1, к. 25
тэл. +375 (17) 328-30-75, факс +375 (17) 328-27-96
P/p 3015211370013 y AAT "Белiнвестбанк" г. Мiнск, код 739
УНП 100184043, АКПА 00040028
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Site: www.belsp.com
Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей»
220028, г. Минск, ул. Маяковского, д. 127/1, к. 25
тэл. +375 (17) 328-30-75, факс +375 (17) 328-27-96
Р/с 3015211370013 в ОАО "Белинвестбанк" г. Минск, код 739
УНП 100184043, ОКПО 00040028
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Site: www.belsp.com

№ 01-03/41 от «29» марта 2017 г.

Заместителю Министра экономики
Республики Беларусь
Утюпину П. В.

Общественно-консультативный (экспертный)
совета по развитию предпринимательства
при Мингорисполкоме

Предложения в проект Стратегии

Направляем предложения по проекту Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, а также предложения по наполнению раздела 7 «Дорожная карта» мероприятий по реализации Стратегии:

Добавить в раздел 4.2 новые абзацы 4 и 5 следующего содержания:

  • Установление единых правил лицензирования для организаций осуществляющих коммерческую деятельность, вне зависимости от формы собственности;
  • Выделение коммерческой деятельности из организаций финансируемых за счет бюджета, в самостоятельные хозрасчетные организации, с полным возмещением затрат, по рыночным ценам;

Добавить в раздел 4.4 новые абзацы 3 и 4 следующего содержания:

  • рациональное использование налоговых льгот и преференций, для расширения внебюджетных источников финансирования, направленных на «бюджетозамещение», повышение качества и доступности товаров (работ и услуг), финансируемых за счет бюджета;
  • полный отказ от индивидуальных льгот и преференций, с целью выравнивания условий налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах;

Раздел 7.

«Дорожная карта» мероприятий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь-страна успешного предпринимательства»

Наименование мероприятий Сроки реализации Ответственные исполнители Форма исполнения
4.1.1. Конкретизация порядка приостановления и прекращения действия лицензии (в случае нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений): - исключить из лицензионного законодательства право на приостановление или прекращение действия лицензии, без предварительного принятия решения о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений; - установить, что принудительное прекращение действия лицензии будет происходить только по решению суда. 2017 г. Минэкономики, Минюст, ВХС Бизнес-союзы Проект Указа Президента Республики Беларусь (внесение изменений в Указ Президента РБ № 450 от 01.09.2010 г.)
4.1.2. Решение вопроса о взаимном признании государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники, в рамках Евразийского экономического союза. 2017 г. Минздрав. Бизнес-союзы Постановление Совета Министров РБ
4.2.1. Внесение изменений в лицензионное законодательство:
  • Введение лицензирования платных медицинских услуг в государственных организациях; - установление нормы медработников с первой и высшей категориями не ниже 80 % для частных организаций здравоохранения;
  • Лицензионным требованиям может отвечать или руководитель или заместитель руководителя организации здравоохранения.
2017 г. Минэкономики, Минздрав, Бизнес-союзы Проект Указа Президента РБ (внесение изменений в Указ Президента РБ № 450 от 01.09.2010)
4.2.2. Отмена государственного регулирования тарифов на все стоматологические и диагностические медицинские услуги (исключить пункты 1 и 2 Перечня).  2017 г. Минздрав, Минэкономики, МАРТ, Бизнес-союзы Постановление Совета Министров «Изменение в постановление СМ РБ от 17.01.2014 г. № 35»
4.2.3. Выделение Всех платных медицинских услуг из системы бюджетного здравоохранения в самостоятельные хозрасчетные учреждения, при полном возмещении затрат, по рыночным ценам. 2020 г. Минэкономики, МАРТ, Минздрав, Мингорисполком, Бизнес-союзы Постановление Совета Министров РБ
4.4.1. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (налоговый вычет)  2018 г. Минэкономики, Минфин, МНС, Минздрав, Мингорисполком, Бизнес-союзы Проект Закона (внесение изменений в Налоговый Кодекс РБ)
4.4.2. Отнесение части расходов нанимателя, при оплате медицинской помощи для сотрудников, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% фонда заработной платы)  2017 г. Минэкономики, Минфин, МНС, Минздрав, Мингорисполком, Бизнес-союзы Проект Указа Президента Республики Беларусь (внесение изменений в Указ Президента РБ № 219, от 12.05.2005 г.)
4.4.3. Выравнивание условий взимания земельного налога на земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, независимо от формы собственности  2018 г. Минэкономики, Минфин, МНС, Минздрав, Бизнес-союзы Проект Закона (внесение изменений в Налоговый Кодекс РБ)
4.4.4. Освобождение от уплаты налога на прибыль, прибыль организаций, направленную на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.  2018 г. Минэкономики, Минфин, МНС, Минздрав, Бизнес-союзы Проект Закона (внесение изменений в Налоговый Кодекс РБ) Проект Указа Президента Республики Беларусь (отмена Указа Президента РБ № 467от 20.12.2016г.)
Председатель А. Ф. Калинин

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь - страна успешного предпринимательства»

Раздел 1. Общие положения

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь - страна успешного предпринимательства» разработана в соответствии с целями и задачами Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 годы и представляет собой документ, определяющий целевые показатели количественного и качественного роста сектора малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в результаты социально-экономического развития страны, а также пути и средства достижения поставленных целей. Стратегия является документом индикативного планирования в сфере малого и среднего предпринимательства, основой для государственных программ Республики Беларусь, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Реализация Стратегии позволит сформировать гибкий и адаптивный сектор национальной экономики, обеспечивающий ее инновационное развитие, высокий уровень конкурентоспособности, эффективную занятость и рост качества жизни населения.

Документ подготовлен с участием делового сообщества, с учетом рекомендаций Международной финансовой корпорации, основные положения обсуждены на открытых общественных консультациях, на интернет-сайте Министерства экономики Республики Беларусь.

Раздел 2. Тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Малый и средний бизнес в Беларуси - это 107,4 тыс. юридических лиц и 240,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (В дальнейшем по тексту раздела 2 будут использованы данные 2010-2016 г.).

Доля малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь - это около 24% валового внутреннего продукта, 40% выручки от реализации продукции, 37% инвестиций в основной капитал, 28,5% налоговых поступлений, 42% объема внешней торговли. В сфере малого и среднего бизнеса в настоящее время работает более 30% занятого населения. Эти данные свидетельствуют о значительном вкладе малого и среднего бизнеса в экономику страны.

Принимаемые меры по улучшению условий ведения бизнеса способствовали устойчивому приросту количества субъектов малого предпринимательства за период с 2010 по 2014 годы: их количество увеличилось с 86,9 тыс. единиц до 114,2 тыс. единиц или на 31,4%, в том числе за счет увеличения количества микроорганизаций на 29,6 тыс. единиц или 37,1%, малых предприятий на 0,8 тыс. или 6,4%. Количество индивидуальных предпринимателей к 2015 году составило 240,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 8,9 тыс. человек, или 3,9%.

Количество МСП в 2010-2016 гг., единиц (на конец отчетного периода)

Однако количество субъектов среднего бизнеса сократилось за указанное время на 0,4 тыс. или 12,2%. Это сокращение явилось следствием отсутствия стимулов для перехода субъектов малого бизнеса в категорию субъектов среднего бизнеса. Кроме того, существующий критерий отнесения субъектов хозяйствования к категориям малого и среднего бизнеса (в зависимости только от численности работников без учета уровня доходов этих субъектов) не позволяет достоверно определить их вклад в экономику и принимать соответствующие решения.

В 2015 году отмечалось сокращение количества всех субъектов малого и среднего бизнеса по сравнению с 2014 годом. Количество микро, малых и средних предприятий уменьшилось на 6,8 тыс. единиц, в том числе микроорганизаций на 6,7 тыс. единиц или 6,7%, малых - на 61 единицу или 0,5%, средних - на 22 единицы или 0,9%. Количество индивидуальных предпринимателей также сократилось с 249 тыс. человек до 240,8 тыс. человек.

В Беларуси отмечается устойчивый рост количества лиц, осуществляющих ремесленную деятельность; их количество с 2010 по 2016 год увеличилось в 5,4 раза и составило по итогам 2016 г. 23 359 человек. Такой рост объясняется тем, что для занятия этой деятельностью созданы достаточно комфортные условия.

Вместе с тем, динамика макроэкономических показателей сектора малого и среднего предпринимательства свидетельствует о снижении его роли в экономике Беларуси в последнее время. Так, на малых и средних предприятиях в 2015 г. работало 27,3% от всего занятого населения, что по сравнению с максимальным уровнем 2013 г. означает снижение на 1,1 процентного пункта. За последние два года общее число работников в секторе малого и среднего предпринимательства сократилось на 8,2%. При этом основная часть этого сокращения произошла за счет микроорганизаций, в которых сокращение за 2013-2015 годы составило 17%. На малых предприятиях падение численности занятых началось в 2014 г. и оказалось значительно меньше, чем в микроорганизациях - 4%. По сравнению с 2010 годом в 2015 году произошло снижение среднего числа работников в микрорганизациях с 4,6 до 3,4 человек, на малых предприятиях - с 38,5 до 35,8 человек, средних предприятиях - со 168 до 155,9 человек.

Средняя численность работников в микро-, малых и средних организациях с учетом внешних совместителей, тысяч человек (на конец отчетного периода)

Частично падение занятости в секторе малого и среднего предпринимательства компенсировалось ростом количества работников, нанятых индивидуальными предпринимателями. Этому способствовали принятые в последнее время решения по отмене ограничений для индивидуальных предпринимателей по найму работников, а также сокращение численности работников на государственных предприятиях.

Малый и средний бизнес распределен по территории Беларуси неравномерно. Более высокая степень его концентрации отмечается в столице и крупных городах. Основная причина такого положения заключается в том, что в столице и крупных городах более развита инфраструктура, способствующая развитию МСП, более высокий уровень доходов и выше покупательский спрос. Вместе с тем, немаловажное значение имеет и субъективный фактор - отношение местных органов к бизнесу и создание необходимых условий для его развития.

Немаловажным фактором для развития МСП в регионах стал Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июля 2012 г. № 6

«О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Только за три года реализации мер, предусмотренных Декретом № 6, число субъектов хозяйствования (включая индивидуальных предпринимателей) на территории сельской местности, а также малых и средних городов выросло более чем на 39 процентов. На территориях крупных городов за тот же период рост составил чуть более 1 процента. Это подтверждает необходимость и целесообразность принятия специальных мер по поддержке МСП с учетом специфики регионов. 

 Количество МСП, тысяч единиц (на конец отчетного периода)

Снижение занятости в секторе малого и среднего предпринимательства соотносится и с падением его вклада в ВВП Беларуси. По сравнению с 2013 г. удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП сократился на 0,8 процентного пункта, причем наибольшее падение отмечается у микропредприятий с 6% в 2013 г. до 5,2% в 2015 г.

Существуют и отраслевые различия в развитии сектора малого и среднего предпринимательства. Так, за последние годы произошло увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске продукции сельского хозяйства. Этим видом деятельности занимаются преимущественно средние предприятия. Однако необходимо учитывать, что сельское хозяйство Беларуси в значительной мере зависит от мер государственной поддержки, поэтому связь между развитием этих предприятий и изменением деловой среды является менее выраженной.

В традиционных для малого и среднего бизнеса видах деятельности - обрабатывающей промышленности, торговле и строительстве их вклад либо сокращался, либо оставался относительно стабильным.

Удельный вес малого и среднего предпринимательства в промышленном производстве несколько ниже чем в ВВП и остается достаточно стабильным. В последние годы промышленное производство в секторе МСП сокращается теми же темпами, что и в экономике в целом. При этом внутри сектора увеличивается доля малых предприятий (за 2015 год на 3 процентных пункта - до 47%) и уменьшается доля средних - на 2,2 процентного пункта - до 41%.

Невысокий уровень вклада сектора МСП в промышленное производство объясняется не только общим состоянием деловой среды, но также проблемами доступа к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новым технологиям и оборудованию, поскольку промышленное производство требует гораздо больших затрат в этой части.

С 2009 по 2015 год доля малого и среднего бизнеса в розничном товарообороте снизилась более чем на 10 процентных пунктов. Это явилось следствием, прежде всего, ужесточения законодательства о розничной торговле и активным развитием крупных торговых сетей. От этих мер в первую очередь пострадали микропредприятия, которые оказывали значительную часть торговых услуг. В немалой степени падение доли малого бизнеса в розничной торговле также вызвано принятыми решениями об изменении условий ведения торговой деятельности для индивидуальных предпринимателей и прежде всего требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) и качество товаров.

Высок уровень МСП в Беларуси в оптовом товарообороте, где на этот сектор приходится более 80% оптовой торговли. При этом более 50% этого оборота обеспечивают малые предприятия. Это объясняется активным использованием посреднических структур, особенно во внешней торговле. Вследствие этого высок удельный вес сектора МСП в экспорте и импорте товаров. Это в частности означает, что большинство субъектов МСП осуществляют экспорт не собственных товаров, а оказывают лишь посреднические услуги в экспорте товаров, произведенных другими субъектами.

Распределение количества субъектов МСП по видам экономической деятельности (на 01.01.2016)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Все виды деятельности Единиц %
86 917 91 277 99 986 111 112 114 208 107 441 100 100 100 100 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3 644 3 545 4 069 4 178 4 144 4 182 4,2 3,9 4,1 3,8 3,6 3,9
Рыболовство, рыбоводство 182 162 221 228 229 212 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Горнодобывающая промышленность 52 61 67 69 76 75 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Обрабатывающая промышленность 13 328 14 160 15 000 15 717 15 895 15 174 15,3 15,5 15,0 14,1 13,9 14,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 65 72 81 107 124 140 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Строительство 8 055 8 807 9 457 10 658 10 955 9 803 9,3 9,6 9,5 9,6 9,6 9,1
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 36 481 37 468 40 301 43 759 44 353 40 724 42,0 41,0 40,3 39,4 38,8 37,9
Гостиницы и рестораны 2 008 2 180 2 352 2 549 2 782 2 710 2,3 2,4 2,4 2,3 2,4 2,5
Транспорт и связь 7 973 8 275 10 186 13 525 13 618 12 843 9,2 9,1 10,2 12,2 11,9 12,0
Финансовая деятельность 359 402 439 504 575 563 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 9 743 10 843 12 072 13 605 14 854 14 502 11,2 11,9 12,1 12,2 13,0 13,5
Образование 469 520 610 700 746 769 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 784 809 871 936 1 001 1 015 0,9 0,9 0,9 0,8 0,9 0,9
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 3 774 3 972 4 259 4 576 4 855 4 728 4,3 4,4 4,3 4,1 4,3 4,4

Из таблицы видно, что структура организаций МСП по видам экономической деятельности в 2010-2015 гг. относительно стабильна, преобладающим видом деятельности по количеству организации является торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.

В последние годы наблюдается отрицательная динамика вклада МСП в инвестиции в основной капитал. Если в 2010 году доля МСП в общем объеме инвестиций составляла 39,7%, то по итогам 2015 года - 36,7%, падение к 2010 году составило 3 процентных пункта, к 2014 году - 5,6 процентного пункта. Это падение инвестиций вызвано как общим ухудшением экономической ситуации, падением спроса, так и в определенной мере проблемами доступа к финансовым ресурсам.

В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры  поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты инфраструктуры), включающая в себя 88 центров поддержки предпринимательства (далее - ЦПП) и 19 инкубаторов малого предпринимательства (далее - инкубатор). Вместе с тем, эти субъекты неравномерно распределены по регионам и крайне мало представлены в малых городах. Наиболее развитыми в этом отношении являются г. Минск, Минская и Гродненская области, в которых сконцентрировано около 67% от общего числа ЦПП.

В настоящее время деятельность субъектов инфраструктуры зачастую не в полной мере отвечает стоящим перед ними задачам по поддержке малого и среднего бизнеса. Это связано, прежде всего, с их недостаточным количеством, неравномерным распределением по регионам, слабой материально-технической базой и интеллектуальными возможностями, узким ассортиментом предлагаемых услуг, недостаточной мотивацией для достижения главной цели - оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, особенно на начальном этапе деятельности.

Государство оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. За период 2013 - 2015 годов такую поддержку получили 392 субъекта малого и среднего бизнеса на общую сумму 20,1 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 2,8 млн. рублей, местных бюджетов - 14,5 млн. рублей, средств Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимательства - 2,8 млн. рублей. Вместе с тем, объемы указанной поддержки, условия ее получения не соответствуют требованиям времени. К тому же запланированные средства в силу различных причин зачастую осваиваются не полностью и недостаточно эффективно.

Банковская система Беларуси предлагает малому и среднему бизнесу довольно широкий спектр финансовых услуг: предоставление кредитов, в том числе микрокредитование; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); финансовая аренда (лизинг); и др. Так, только в 2016 году банками Беларуси субъектам малого и среднего бизнеса были предоставлены кредиты на сумму 13,1 млрд.  руб. или 29,1% от общей суммы кредитов, выданных субъектам хозяйствования.

Вместе с тем, кредитные ресурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства часто являются недоступными в связи с высокой процентной ставкой, а также не всегда выполнимыми условиями их получения и обеспечения. Большинство кредитов являются краткосрочными (в 2016 г. - 73,3% от их общего количества); в основном кредиты предоставляются для обеспечения текущей хозяйственной деятельности, а не для инвестирования и инноваций.

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости и экономического роста. За счет большей гибкости и мобильности этот сектор может стать основой для интенсивного экономического роста и обеспечить необходимую адаптацию к часто изменяющимся рыночным условиям.

Однако при существующем уровне и тенденциях развития этот сектор не сможет обеспечить решение стоящих задач. Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие этого сектора и не позволяющими ему занять достойное место в экономике Беларуси являются:
  • Недостаточно четкое определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательстве, что зачастую приводит к искажению данных и невозможности определить реальное состояние и тенденции развития, а также адекватные меры поддержки;
  • Нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, отсутствие надлежащей оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет малому и среднему бизнесу осуществлять перспективное планирование своей деятельности;
  • Недостаточные гарантии защиты права собственности, фактическое неравенство форм собственности, необоснованное вмешательство в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов;
  • Отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных предприятий;
  • Высокая контрольная нагрузка на бизнес, высокий уровень штрафных санкций, в том числе за формальные нарушения, что способствует ухудшению производственных и финансово-экономических показателей и зачастую приводит к вынужденному прекращению предпринимательской деятельности;
  • Неразвитость институциональных условий ведения бизнеса, недостаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства;
  • Недостаточный доступ к финансированию, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций.

Положения настоящей Стратегии направлены на то, чтобы исключить указанные выше негативные тенденции и обеспечить условия для эффективного развития малого и среднего предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие Республики Беларусь до 50 % ВДС в 2030 году.

Раздел 3. Принципы государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Цели и задачи Стратегии.

Государственная политика поддержки и развития МСП должна базироваться на следующих принципах.

Принцип целесообразности - обоснованная необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений с целью их оптимизации;

Принцип эффективности - обеспечение достижения максимально возможных положительных результатов за счет минимально необходимых расходов ресурсов государства и субъектов МСП;

Принцип согласования интересов - обеспечение в государственном регулировании баланса интересов государства, общества и субъектов малого и среднего бизнеса;

Принцип последовательности действий - последовательность деятельности в сфере государственного регулирования, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, позволяющие субъектам МСП осуществлять планирование их деятельности;

Принцип прозрачности - открытость для физических и юридических лиц, их объединений действий органов государственного управления на всех этапах их регуляторной деятельности МСП, обязательное рассмотрение государственными органами инициатив, замечаний и предложений, предоставленных в установленном законом порядке физическими и юридическими лицами, их объединениями, формирование соответствующих правовых и финансовых условий для внедрения механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, создания и развития некоммерческих объединений предпринимателей.

Принцип системности и адекватности - синхронизация с задачами и целями социально-экономического развития страны, механизмами правового регулирования трудовых и других экономических отношений. Включает в себя:

  • Целенаправленную политику, организационную работу и меры по стимулированию и поддержке частной инициативной деятельности;
  • Отказ от протекционизма в отношении государственных и создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
  • Соответствие форм и уровня государственного регулирования хозяйственных отношений потребности в решении существующих проблем и рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив;
  • Противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды;
  • Реформирование государственных предприятий, включая передачу государственного имущества более эффективному собственнику;
  • Совершенствование государственного управления, включая изменение роли государства в развитии экономики, разделение функций собственника, владения и управления;
  • Содействие генерации нового и эволюции действующего бизнеса, трансформации микропредприятий в малые, малых - в средние, а средних - в крупные предприятия;
  • Совершенствование социально-трудовых и распределительных отношений, включая повышение ответственности трудоспособного населения за свое обеспечение и мотивацию труда.

Принцип государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

Государство стимулирует эффективную предпринимательскую деятельность в интересах общества с помощью следующих инструментов:
  • Институциональной политики, формирующей систему формальных и неформальных институтов, благоприятную для предпринимательской деятельности;
  • Макроэкономической политики, обеспечивающей согласование общественных и частных экономических интересов на основе приоритета потребностей общества с обеспечением доходности предпринимательской деятельности;
  • Дифференцированного подхода к распределению государственных ресурсов (в том числе предоставлению налоговых льгот и преференций) в целях первоочередного развития приоритетных видов деятельности;
  • Государственной поддержки занятости в системе малого и среднего предпринимательства;
  • Формирования позитивного имиджа предпринимателя.

Цель Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на период до 2030 года «Беларусь - страна успешного предпринимательства» - формирование динамично развивающегося сектора МСП, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

Индикатор: доля субъектов МСП в ВДС страны (2020 г. - 40%, 2025 г. - 45%, 2030 г. - 50%).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создание благоприятных административно-правовых и экономических условий для активизации предпринимательской деятельности и генерации частного бизнеса;
  • Формирование системы мер и стимулов для качественного развития сектора МСП, усиления его инновационной и инвестиционной составляющей;
  • Создание гибкой организационной структуры, обеспечивающей эффективную реализацию государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса с широким участием делового сообщества.

Раздел 4. Формирование благоприятных административно-правовых и экономических условий для активизации предпринимательской деятельности граждан и развития частного бизнеса

4.1. Сокращение государственного регулирования и повышение степени экономической свободы

Для активизации частной предпринимательской инициативы и превращения в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требуется:
  • Изменение критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро, малым и средним организациям (с использованием зарубежного опыта), использование этих критериев для применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, оказания им государственной финансовой поддержки;
  • Сокращение не менее чем в два раза трансакционных издержек бизнеса при осуществлении административных процедур, внедрение в практику принципа «одного окна» при прохождении административных процедур в рамках типичных деловых ситуаций: одна типичная деловая ситуация - одно заявление;
  • Создание единого общедоступного электронного реестра административных процедур, предоставляющего возможность поиска необходимых процедур, исходя из конкретных деловых ситуаций, обеспечивающего возможность совершения процедур в режиме онлайн;
  • Ограничение круга лицензируемых видов деятельности только видами деятельности, непосредственно влияющими на национальную безопасность, общественный порядок, защиту прав и свобод, нравственность, здоровье населения и охрану окружающей среды; упрощение лицензионных требований и условий, уменьшение (отмена) ставок государственной пошлины за выдачу лицензий, обеспечение принудительного прекращения действия лицензий только по решению суда;
  • Внедрение механизма ОРВ на условия осуществления предпринимательской деятельности проектов нормативных правовых актов, предусматривающих введение новых либо усложнение действующих административных процедур;
  • Разработка упрощенных регламентов открытия и функционирования субъектов малого предпринимательства с введением элементов добровольного декларирования безопасности;
  • Принятие закона «О саморегулируемых организациях»;
  • Развитие отраслевого законодательства в направлении передачи функций государственных органов организациям саморегулирования;
  • Создание стимулов для развития добровольного саморегулирования предпринимательской деятельности, в том числе: упразднение или упрощение определенных видов контроля при создании организаций саморегулирования; возможность отнесения членских взносов в организации саморегулирования на затраты организаций-участников;
  • Снижение контрольной нагрузки на бизнес за счет: сокращения количества и уточнения компетенции контролирующих (надзорных) органов, устранения дублирования при осуществлении контроля; сокращения перечня оснований для назначения внеплановых проверок; уточнения критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок; расширения применения при проверках контрольных списков вопросов (чек-листов); упразднения мониторинга; внедрения системы рыночного надзора;
  • Внесение в уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях изменений, направленных на снижение уровня ответственности, ее соответствие размеру причиненного ущерба и степени общественной опасности (исключить конфискацию выручки (имущества), прекращение (приостановление) действия лицензий, иных разрешительных документов из-за формальных ошибок в документообороте, не повлекших нанесения ущерба государству, гражданам и потребителям);
  • Введение персональной ответственности государственных служащих за незаконное изъятие, арест товара (имущества), привлечение к административной ответственности предпринимателей, субъектов МСП, а также подготовку нормативно-правовых актов, заведомо ухудшающих ведение бизнеса и снижающих его конкурентоспособность.

4.2. Формирование конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности

В целях создания конкурентных условий деятельности субъектов хозяйствования различных размеров и форм собственности требуется:
  • Пересмотр в сторону ужесточения ответственности за нарушение положений антимонопольного законодательства;
  • Оптимизация подходов к определению доминирующего положения на рынке;
  • Установление единых правил лицензирования для организаций осуществляющих коммерческую деятельность, вне зависимости от формы собственности;
  • Выделение коммерческой деятельности из организаций финансируемых за счет бюджета, в самостоятельные хозрасчетные организации, с полным возмещением затрат, по рыночным ценам;
  • Ограничение прав создания и функционирования дочерних государственных предприятий на конкурентных рынках, обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий;
  • Отказ от административного регулирования и контроля за ценообразованием за исключением естественных монополий;
  • Внедрение конкурсных механизмов распределения финансовых, дефицитных материальных и сырьевых ресурсов, исходя из заранее установленных критериев, таких как: эффективность производства, наращивание экспорта, импортозамещение, обеспечение дополнительной занятости и др.;
  • Совершенствование законодательства о государственных закупках с целью создания прозрачного механизма их проведения, квотированного участия на льготных условиях субъектов МСП, создания мер борьбы с демпингом;
  • Принятие мер по оптимизации взаимодействия предприятий-производителей с организациями торговли, повышению уровня ответственности за ненадлежащее исполнение договоров, искоренению зависимого положения предприятий-производителей от торговых сетей.

4.3. Совершенствование отношений собственности

Для повышения заинтересованности граждан в частной инициативной деятельности и динамичного роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства необходимы кардинальные меры в области отношений собственности, предусматривающие, с одной стороны, реформирование государственной собственности, а с другой - обеспечение безусловных гарантий защиты и развития частной собственности. К таким мерам относятся:
  • Обеспечение гарантий добросовестным приобретателям имущества, запрет конфискации (иного изъятия) имущества у добросовестных приобретателей;
  • Запрет действий, направленных на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;
  • Необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований соответствующего законодательства;
  • Выработка критериев и предельных показателей оценки эффективности использования основных фондов, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; определение правовых возможностей изъятия и реформирования имущества коммунальных и республиканских унитарных предприятий, не обеспечивающих достижение предельных показателей эффективности его использования;
  • Упрощение процедуры и сокращение сроков передачи субъектам предпринимательской деятельности вышеуказанных неиспользуемых или неэффективно используемых объектов для реализации инвестиционных проектов;
  • Снятие ограничения на продажу объектов государственной собственности только на аукционах, предоставление права осуществления прямых продаж инвесторам с целью реализации инвестиционных проектов;
  • Отчуждение объектов недвижимости, не проданных в текущем году, без проведения ежегодной переоценки по ранее определенной оценочной стоимости;
  • Выставление на аукционы с использованием метода понижения начальной цены продажи неиспользуемых в течение одного года объектов недвижимости, минуя стадии поэтапного снижения начальной цены продажи после нерезультативных аукционов;
  • Продажа объектов через аукцион без объявления цены - в отношении неликвидного имущества, реализовать которое не удалось иными, предусмотренными действующим законодательством, способами по причине отсутствия спроса;
  • Допуск к солидарному участию в аукционах по продаже объектов нескольких лиц на стороне покупателя;
  • Предоставление практической возможности выкупа в заявительном порядке субъектами МСП объектов, арендуемых ими в течение 3-х и более лет, по остаточной стоимости;
  • Упрощение порядка и сокращение сроков предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности;
  • Развитие государственно-частного партнерства с четким распределением рисков между государственным и частными партнерами;
  • Законодательное определение порядка и условий национализации.

4.4. Формирование рациональной фискальной политики, упрощение учета и отчетности

Рационализация фискальной политики в отношении субъектов МСП предполагает, с одной стороны, меры по снижению уровня изъятия добавленной стоимости субъектов, с другой - сокращение их издержек на расчет и уплату налогов, социальных взносов и платежей. Для этого предусматривается:
  • Поэтапное снижение к 2025 году фискальной нагрузки на экономику (сумма налоговых и социальных доходов в процентах к ВВП) до среднего по ЕАЭС уровня;
  • Рациональное использование налоговых льгот и преференций, для расширения внебюджетных источников финансирования, направленных на «бюджетозамещение», повышение качества и доступности товаров (работ и услуг), финансируемых за счет бюджета;
  • Полный отказ от индивидуальных льгот и преференций, с целью выравнивания условий налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах;
  • Расширение практики применения субъектами МСП упрощенной системы налогообложения;
  • Возможность продолжения использования субъектами МСП упрощенной системы налогообложения до конца текущего года в случае превышения им предельных показателей по численности персонала и объема выручки от реализации;
  • Предоставлению права местным Советам депутатов применять только понижающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, земельного налога, налоговых отчислений при упрощенной системе налогообложения, иных налоговых и неналоговых платежей к категориям плательщикам, не зависимо от форм собственности;
  • Разработка и введение стимулирующих инновационных и инвестиционных налоговых вычетов при начислении и уплате налогов;
  • Предоставление права субъектам хозяйствования проводить уплату налогов не по факту отгрузки продукции (работ, услуг), а по факту поступления выручки за отгруженные товары (работы, услуги);
  • Предоставление права беспроцентной отсрочки до 60 дней по уплате таможенных пошлин и НДС на ввезенные для собственного производства сырье, материалы, комплектующие изделия и оборудование;
  • Освобождение от НДС оборотов по реализации неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества, а также имущества, выкупаемого субъектами МСП, арендовавшими его в течение 3-х и более лет;
  • Внедрение механизма снижения налоговой нагрузки вплоть до введения «налоговых каникул» на адаптационный период начала деятельности вновь созданных субъектов хозяйствования малого предпринимательства по приоритетным видам деятельности и на отдельных территориях;
  • Расширение сферы применения единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Работа по оптимизации отчетности будет направлена на сокращение ее количества, перечня показателей, периодичности предоставления, времени на ее заполнение и предоставление в государственные органы (организации). Будет обеспечен переход от сплошного наблюдения к выборочным статистическим обследованиям сектора МСП.

4.5. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым и кредитным ресурсам

Для расширения возможностей субъектов МСП по привлечению внешнего финансирования предусматривается:
  • Стандартизация и упрощение банковских процедур и технологий кредитования малого бизнеса, сокращение регулирующих обязательных нормативов для коммерческих банков, снижение требований по страхованию и обеспечению кредитов;
  • Разработка и реализация мер по удешевлению банковских услуг, сокращению сроков принятия решения о выдаче кредитов;
  • Расширение практики и упрощение процедуры компенсации части процентных ставок по банковским кредитам, договорам финансовой аренды (лизинга) путем предоставления субсидий (на конкурсной основе);
  • Внедрение механизма гарантирования кредитов, выдаваемых банками субъектам малого предпринимательства;
  • Формирование институциональных условий для развития системы небанковского финансирования, в том числе некоммерческих микрофинансовых организаций, финансовых, факторинговых, инвестиционных компаний, кредитных союзов граждан и предпринимателей, взаимных фондов и трастовых компаний;
  • Организация обращения долгового капитала, как одного из источников финансирования МСП;
  • Внедрение механизмов коллективного финансирования бизнес-проектов (краудфандинг);
  • Разработка механизма предоставления грантов на возмещение части затрат на создание и развитие молодежного, социального и женского предпринимательства, поддержку стартапов;
  • Предоставление на конкурсной основе ссуд (беспроцентных и под 0,5 ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь):
  • Субъектам МСП на создание (расширение) деятельности в области сельхозпроизводства, создание новых и сохранение действующих рабочих мест;
  • Обществам взаимного кредитования МСП, микрофинансовым организациям для предоставления микрозаймов на приемлемых условиях физическим лицам в целях развития предпринимательской деятельности и поддержки деловой инициативы граждан;
  • Внедрение методики оценки эффективности оказываемой государственной финансовой поддержки субъектов МСП.
(Взаимный фонд – портфель акций, тщательно отобранных и приобретенных профессиональными финансистами на вложения многих тысяч мелких вкладчиков. Стоимость акции фонда равна стоимости суммарных инвестиций фонда за вычетом долга), деленных на число акций. Основное преимущество для вкладчиков – уменьшение риска, поскольку инвестиции распределены среди большого количества различных предприятий.)

4.6. Формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя и занятия предпринимательством в целом

Для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов МСП в реализацию социально-экономических задач страны, в том числе:
  • Организация на республиканском и региональном уровнях телепередач и размещение в средствах массовой информации публикаций о государственной политике в области поддержки и развития предпринимательства и конкретных мерах по ее реализации;
  • Издание информационно-презентационных материалов о достижениях МСП страны и регионов, их активное распространение в стране и за рубежом;
  • Проведение конкурсов среди СМИ на лучшее освещение удачных примеров деятельности органов государственного и территориального управления в области развития малого и среднего предпринимательства;
  • Содействие в организации отраслевых и межотраслевых проектов, конкурсов и рейтингов, выявляющих лучшие субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • Регулярное освещение на республиканском и местном уровнях достижений МСП в различных отраслях и сферах деятельности; популяризация конкретных личностей, состоявшихся в бизнесе;
  • Расширение практики награждения успешных представителей частного бизнеса Правительственными наградами, почетными грамотами органов государственного управления всех ветвей власти и всех уровней;
  • Учреждение государственного профессионального праздника - День предпринимателя;
  • Содействие формированию профессиональной этики субъектов малого и среднего бизнеса; освещение в СМИ примеров их благотворительной и социально-ориентированной деятельности;
  • Популяризация в СМИ социальной значимости предпринимательства как способа самореализации личности и обеспечения занятости населения;
  • Организация круглых столов, совещаний, конференций, форумов и других публичных обсуждений проблем развития предпринимательства с широким участием представителей органов государственной власти и управления с целью выработки конструктивных подходов по их разрешению;
  • Формирование политики непримиримости государственной власти к ущемлению законных прав малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; широкое освещение в СМИ фактов их нарушений, а также мер, принятых для наказания виновных и устранения последствий нарушений.

Результатом реализации мер, изложенных в разделе 4, должен стать количественный рост сектора МСП, повышение его роли в обеспечении занятости населения.

Индикативный показатель:

Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике: в 2020 г. не менее  41,7%; 2025 г. - 47,0%; 2030 г. - 52,0%).

5. Формирование благоприятных условий и стимулов для приоритетных направлений развития МСП

5.1 Для активизации инновационного предпринимательства, стимулирования производства субъектами МСП товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью должно быть обеспечено:

1) формирование современной инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе:
  • Расширение инфраструктуры по внедрению инноваций, обеспечивающей создание сетей бизнес-инкубаторов, технопарков, а также развитие сети консалтинговых центров для МСП;
  • Формирование фонда инновационных программ и проектов МСП;
  • Формирование посреднической сети по созданию горизонтальных связей между участниками жизненного цикла инновации от ее замысла до реализации конкретного инновационного товара на основе специ­альных коммерческих структур;
2) содействие в осуществлении исследований и разработок, стимулирование кооперации экономических субъектов-участников инновационного процесса в том числе:
  • Предоставление грантов предприятиям малого бизнеса для осуществления ими совместных с университетами и научными центрами исследований и разработки проектов;
  • Установление понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде государственного и коммунального имущества субъектам МСП, осуществляющим инновационную деятельность;
  • Распределение средств инновационных фондов облисполкомов, Мингорисполкома на поддержку проектов МСП пропорционально вкладу этого сектора в экономику региона;
  • Уменьшение на сумму расходов на исследования и разработки налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • Поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы;
  • Стимулирование производственно-технологической и научно-технической кооперации малых инновационных предприятий и крупных фирм;
3) Развитие механизмов государственного стимулирования коммерциализации результатов исследований и разработок, в том числе:
  • Освобождение от НДС авансовых платежей за инновационные товары с длительным циклом производства;
  • Уменьшение налога на прибыль в течение периода окупаемости конкретных инновационных проектов;
  • Внедрение кредитных инструментов, обеспечивающих доступность кредитов за счет снижения процентных ставок по кредитам, выдаваемым под инновационные проекты, наращивание объемов долгосрочных кредитов, облегчение процедур привлечения кредитных средств, уменьшение рисков кредитования, финансовое гарантирование возврата кредитов;
  • Внедрение инструментов венчурного инвестирования и финансирования, обеспечивающего формирование и развитие гарантийных, залоговых и венчурных фондов, в т.ч. при участии капитала государства, развитие механизма венчурного финансирования, позволяющего получение финансовых ресурсов без залога;
4) Разработка и внедрение механизмов предоставления на конкурсной основе субсидий в виде грантов на поддержку инновационных проектов по производству субъектами МСП товаров, работ, услуг с высокой добавленной стоимостью;
5) Поддержка МСП в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе международной патентной охраны, расширение консалтинговых, юридических и информационных услуг в этой области.

5.2. В целях активизации инвестиционной деятельности субъектов МСП, роста частных инвестиций в перспективные проекты будет обеспечено:

  • Создание оснащенных инфраструктурой территорий (инновационно-промышленных, индустриальных зон) для создания новых производств;
  • Совершенствование условий заключения инвестиционных договоров с органами государственного управления, обеспечивающих право инвестора на коммерческий риск и соразмерность штрафных санкций с размерами фактического причиненного вреда;
  • Принятие программ долгосрочного инвестиционного кредитования субъектов МСП, в том числе через Банк развития;
  • Предоставление грантов для возмещения части затрат, направленных на модернизацию и расширение производства;
  • Законодательное ограничение продолжительности периода на предоставление земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
  • Установление для государственных органов предельной продолжительности периода времени на прохождение инвестором всех административных процедур, связанных с открытием нового или расширением действующего производства;
  • Введение практики реализация в частную собственность земельных участков для строительства и обслуживания востребованных инвестиционных объектов (в том числе объектов обслуживания) на аукционных торгах, участниками которых могут быть только субъекты МСП;
  • Стимулирование взаимодействия и сотрудничества малых и крупных предприятий по организации производства импортируемых деталей, узлов и комплектующих (в том числе посредством учреждения коммерческих организаций на паритетных началах), обеспечение приоритетного доступа отечественных МСП к долгосрочным заказам крупных белорусских промышленных предприятий;
  • Стимулирование процессов формирования и развития кластеров (создание сети центров кластерного развития, организация конкурсов кластерных проектов);
  • Создание центра субконтрактации и франчайзинга.

5.3. Для активизации экспортной деятельности МСП необходимо:

1) Развитие институтов и механизмов промоутерской поддержки экспорта МСП, информационно-консультативного содействия экспортера, в том числе:
  • Разработка методики выявления конкурентоспособных МСП-экспортеров, формирование реестра МСП-экспортеров, мониторинг и анализ их деятельности;
  • Создание специализированного информационно-консультативного портала, отражающего различные аспекты внешнеэкономической деятельности МСП;
  • Изучение и распространение опыта наиболее эффективных МСП-экспортеров;
  • Квотирование мест за МСП-экспортерами в составе правительственных и деловых делегаций на международных выставках и ярмарках;
  • Распространение информации об экспортных товарах отечественных МСП, их возможностях и экспортном потенциале;
  • Участие торговых представительств и посольств в проведении совместных с экспортерами рекламных компаний.
2) Финансовая поддержка экспортной деятельности конкурентоспособных МСП посредством:
  • Выделения грантов на софинансирование коллективных выставок и мероприятий по экспортному продвижению продукции, товаров (услуг);
Субсидирования части затрат, связанных с:
  • Уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях субъектами МСП, производящими и (или) реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • Страхованием внешнеторговых операций от политических и коммерческих рисков, затрат на информационную поддержку в области внешнеэкономической деятельности, иных затрат, связанных с продвижением продукции отечественных МСП на мировые рынки;
  • Выполнением обязательных требований законодательства Республики Беларусь и (или) законодательства страны импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
  • Участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
  • Регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
  • Оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в т. ч. фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
3) Оказание поддержки в преодолении административных и экономических барьеров вхождения на рынок:
  • Содействие в оформлении документов, подтверждающих права на интеллектуальную собственность (патентов и свидетельств);
  • Организация консультационной и юридической поддержки по выходу на внешние рынки;
  • Развитие системы финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой поддержки МСП-экспортеров;
  • Участие государства и банков в формировании венчурных фондов, нацеленных на финансирование разработок конкурентоспособной на мировом рынке продукции;
  • Приоритетное предоставление МСП, ориентированным на экспорт продукции, квотируемых ресурсов, офисных и производственных площадей на объектах инфраструктуры, созданных с участием государства (технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные зоны и т.п.);
  • Предоставление преференций зарубежным инвесторам, привлекающим в качестве субконтракторов отечественные МСП или заключившим с ними межфирменные соглашения о международной кооперации на основе аутсорсинга;
4) Совершенствование механизма налогового администрирования по экспортным операциям, в том числе:
  • Совершенствование порядка возмещения НДС по экспортным поставкам;
  • Исключение из налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль суммы капитальных вложений производственного, природоохранного и экологического назначения, а также суммы расходов на НИОКР;
  • Адаптация налогового учета к международным стандартам финансовой отчетности.
5) Создание условий для полноценного участия деловых кругов при:
  • Выработке мер государственной поддержки экспорта товаров, включая защиту и поддержку интересов экспортеров;
  • Реформировании таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров, используемых для производства конкурентоспособной экспортной продукции (сырье, детали и компоненты экспортных товаров, оборудование и т.п.).
Результатами реализации мер, изложенных в разделе 5, должны стать достижение следующих показателей:
  • Количество юридических лиц - субъектов МСП на 1 тыс. занятых в экономике: (2020 г. - 31,2 ед., 2025 г. - 35,0 ед.; 2030 г. - 39,0 ед.);
  • Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. занятых в экономике: (2020 г. - 56,6 ед., 2025 г. - 58,0 ед.; 2030 г. - 60,0 ед.);
  • Количество созданных юридических лиц - субъектов МСП на 1 тыс. действующих юридических лиц - субъектов МСП: (2020 г. - 82,7 ед., 2025 г. - 83,5 ед.; 2030 г. - 85,0 ед.);
  • Удельный вес МСП в общем объеме экспорта товаров (без нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений): (2020 г. - 22%, 2025 г. - 24%; 2030 г. - 26%);
  • Удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов МСП в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг: (2020 г. - 40%, 2025 г. - 45%; 2030 г. - 55%);

Раздел 6. Управление реализацией Стратегии, инструменты поддержки развития МСП

6.1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и государственно-частного диалога.

Дальнейшее формирование и функционирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства направлено на:
  • Активизацию предпринимательской инициативы посредством создания новых видов деятельности и субъектов хозяйствования;
  • Развитие и повышение эффективности деятельности МСП;
  • Поиск, систематизацию, расширение сферы предоставления и повышения уровня доступности деловых услуг для МСП;
  • Создание механизмов государственно-частного диалога, обеспечивающих последовательную реализацию политики в области развития предпринимательства на уровне страны и регионов.

Ключевым органом, обеспечивающим стратегическое управление реализацией Стратегии, станет Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Основным исполнителем государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства будет являться Министерство экономики Республики Беларусь.

Главным инструментом реализации государственной политики в области развития предпринимательства станет «Национальное агентство развития предпринимательства» (далее - НАРП), которое сформирует эффективную систему поддержки МСП путем создания сети районных многопрофильных центров государственной поддержки предпринимательства, обеспечит эффективную работу действующих субъектов инфраструктуры поддержки МСП. Деятельность НАРП предполагается осуществлять на основе бюджетного финансирования, внебюджетного финансирования и иных источников, установленных законодательством.

НАРП будет осуществлять работу по реализации положений настоящей Стратегии (под руководством Министерства экономики Республики Беларусь) при тесном взаимодействии с республиканскими и местными органами власти, объединениями предпринимателей, специализированными субъектами инфраструктуры привлечения инвестиций, поддержки экспорта и инновационного предпринимательства; институтами финансово-кредитной системы; международными организациями и другими заинтересованными.

Основными задачами НАРП должны стать:

  • Формирование системы оказания организационных, консультационных, информационных, финансовых, образовательных и других деловых услуг для граждан, начинающих и ведущих предпринимательскую деятельность и поддержки деловой активности граждан на возмездной и безвозмездной основе;
  • Реализация проектов и программ по стимулированию ведения предпринимательской деятельности;
  • Организация мониторинга и оценки потребностей МСП, а также востребованности и качества предлагаемых услуг;
  • Подготовка документов для оказания государственной финансовой помощи;
  • Привлечение международных и иных источников финансирования по осуществлению комплексной поддержки активизации предпринимательской активности населения, развития самозанятости и малого предпринимательства.

Будут разработаны критерии оценки качества деловых услуг по поддержке развития предпринимательства.

Для стимулирования развития сети субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства планируется реализовать комплекс мер, направленных на укрепление их материально-технической базы и расширение доступа к иным источникам финансирования, включая упрощение процедуры привлечения международной технической и иностранной безвозмездной помощи.

На законодательном уровне необходимо отнести к субъектам инфраструктуры поддержки МСП объединения предпринимателей и нанимателей (союзы, ассоциации) и другие некоммерческие организации, основной целью которых является содействие в развитии предпринимательства.

Необходимо повысить роль Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Для организации полномасштабного взаимодействия бизнеса и власти целесообразно разработать нормативно-правовой документ, отражающий суть и принципы ведения государственно-частного диалога, ведущую роль в котором со стороны бизнеса отвести объединениям предпринимателей и предусмотреть систему мер по их имущественной поддержке, расширению источников финансирования путем предоставления возможности заниматься предпринимательской деятельностью в рамках выполнения уставных целей и задач, упрощения процедуры привлечения международной технической и иностранной безвозмездной помощи, создания механизмов стимулирования субъектов хозяйствования расширять членство и/или поддерживать объединения предпринимателей, включая спонсорскую помощь.

На уровне районных администраций предполагается создание общественно-консультативных советов с целью рассмотрения проблемных вопросов по ведению бизнеса и выработки предложений по региональному развитию на основе малого и среднего предпринимательства. В составе указанных формирований должно быть не менее 50 % представителей бизнеса, 2/3 из которых рекомендованы из состава объединений предпринимателей.

На уровне отраслевых министерств и иных органов государственного управления взаимодействие будет осуществляться через работу общественно-консультативных советов, а также создания временных и постоянных межведомственных комиссий, рабочих групп и т.п. по отдельным направлениям социально-экономической политики государства, реализации отраслевых комплексов мер развития МСП.

В целях повышения качества принимаемых нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в Республике Беларусь вводится институт ОРВ, ведущую роль в котором со стороны бизнеса отводится Совету по развитию предпринимательства, объединениям предпринимателей и саморегулируюмым организациям. Особым элементом ОРВ должна стать оценка воздействия нормативно-правовых актов на развитие МСП.

Анализ состояния и проблемы развития предпринимательства необходимо ежегодно рассматривать на открытых парламентских слушаньях, заседаниях профильных комиссий Палаты Представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Также в Беларуси предусматривается создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей (омбудсмена).

6.2. Расширение информационной, консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Основной задачей в области информационной поддержки субъектов МСП является обеспечение доступа к информации о базовых условиях создания и ведения бизнеса, способах и формах его государственной и иной поддержки как можно большего количества граждан и субъектов МСП; в области консалтинговых услуг - полное удовлетворение спроса бизнеса в консультировании в сферах финансовой, юридической, технологической, технической, экспортной и иной деятельности, обеспечения доступности и качества этих услуг широкому кругу субъектов хозяйствования.

Задачи в области информационной поддержки будут решаться путем:
  • Определения минимального объема базовых информационных услуг, которые будут предоставляться населению, малому и среднему бизнесу через сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на льготной и (или) безвозмездной основе;
  • Выработки механизмов удешевления стоимости оказываемых платных информационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки МСП;
  • Создания специализированного информационного портала со свободным доступом к его ресурсам, включая создание информационной базы (или реестра) субъектов инфраструктуры поддержки МСП и других организаций, оказывающих платные специализированные услуги;
  • Стимулирования создания на базе действующих субъектов инфраструктуры поддержки МСП ресурсных центров по развитию социального, молодежного, женского предпринимательства; центров кластерного развития, центров франчайзинга;
В области оказания консалтинговой (консультационной) поддержки удовлетворение спроса субъектов хозяйствования будет происходить на основе:
  • Организации и проведение встреч и консультационных семинаров для разных категорий субъектов по интересующим вопросам организации и ведения бизнеса с участием представителей уполномоченных государственных органов по тематике мероприятия;
  • Стимулирования роста количества субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и других специализированных институтов (например, налоговые консультанты), оказывающих консалтинговые услуги;
  • Обеспечения доступности информации о местонахождении субъектов инфраструктуры и их специализации в области консультирования;
  • Выработки единых подходов к удешевлению оказываемых консультационных услуг субъектами инфраструктуры по сравнению с их общерыночной стоимостью;
  • Организации предоставления через СМИ публичных консультаций по наиболее часто задаваемым вопросам в различных сферах ведения бизнеса;
  • Стимулирования организации консультирования по вопросам ведения бизнеса при объединениях предпринимателей посредством развития института менторства успешных менеджеров над начинающими; а также привлечения на основе волонтерства квалифицированных специалистов, ушедших на заслуженный отдых;
  • Создания системы тиражирования успешных проектов, прежде всего, в области молодежного, социального, женского, сельского предпринимательства, включая организацию ярмарок франшиз, информирование и популяризацию положительного опыта, формирование баз данных успешных идей и проектов;
  • Организации мероприятий по продвижению современных форм организации бизнеса, включая формирование кластеров, развитие франчайзинга, налаживание кооперационного сотрудничества субъектов МСП с крупными компаниями.

6.3. Развитие национальной системы делового образования (бизнес-образования)

Система бизнес образования является одной из составных частей общей системы образования и призвана формировать новое поколение предпринимателей и повышать образовательный уровень специалистов и менеджеров по организации и управлению субъектами предпринимательской деятельности.

Система бизнес-образования должна решать следующие задачи:
  • Организацию обучения физических лиц, направленного на освоение навыков, необходимых для выполнения функций управления в коммерческих организациях;
  • Формирование дополнительных навыков квалифицированного востребованного персонала для качественного осуществления отдельных бизнес-процессов в малых и средних предприятиях;
  • Развитие системы повышения квалификации управленцев, административного и технического персонала компаний.
В рамках решения вышеуказанных задач будет обеспечено:
  • Разработка государственной программы бизнес-образования, включающей механизм гибкого реагирования на потребности бизнеса в квалифицированном персонале для малого и среднего бизнеса в разрезе регионов и специальностей;
  • Преподавание в общеобразовательных школах основ финансовой грамотности, теоретических и практических основ осуществления предпринимательской деятельности и самозанятости;
  • Организацию и проведение факультативных занятий для старшеклассников по основам предпринимательской деятельности, желающих углубленно изучать этот предмет;
  • Введение в программы подготовки ВУЗов и колледжей специальных учебных дисциплин по экономике и организации малых форм хозяйствования;
  • Организация в ВУЗах подготовки бакалавров и магистров по экономическим и правовым специальностям с обязательным изучением особенностей создания и ведения малого и среднего предпринимательства;
  • Совершенствование системы повышения квалификации сотрудников бизнес-компаний по востребованным специальностям с обязательным привлечением лекторов-практиков (не менее 30% от предусмотренного объема аудиторных часов);
  • Подготовка и переподготовка преподавательских кадров (в том числе, проведение их стажировок за рубежом и на отечественных успешных коммерческих организациях и в объединениях предпринимателей).
Перспективными направлениями развития национальной системы делового образования являются:
  • Ориентирование действующих и создаваемых субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на проведение краткосрочных образовательных мероприятий с различными категориями предпринимателей и населения. Внедрение системы грантовой поддержки субъектов инфраструктуры предусматривает возмещение их затрат на эти цели;
  • Создание на отдельных территориях страны демонстрационных бизнесов (прежде всего, в сельской местности) для использования в качестве модельных объектов при обучении и консультировании;
  • Разработка механизма стимулирования открытия при бизнес-союзах и ассоциациях специализированных подразделений, оказывающих образовательные услуги по ведению бизнеса (лектории, курсы повышения квалификации, семинары и т.д.) с выдачей сертификата о повышении квалификации;
  • Обеспечение поддержки в создании и функционировании республиканской саморегулируемой организации участников системы делового образования;
  • Ежегодное планирование и проведение мероприятий по международному образовательному сотрудничеству;
  • Создание и развитие специализированной страницы веб-портала для бизнеса по вопросам образования.

6.4. Формирование организационной системы управления реализации Стратегии, ее финансовое обеспечение

Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь, которое:
  • Осуществляет подготовку «дорожной карты» мероприятий по реализации Стратегии;
  • Вносит изменения в «дорожную карту» соответствии с:
    • Согласованными предложениями заинтересованных сторон;
    • Уточнением объемов и источников финансирования мероприятий по реализации Стратегии и сроков их реализации (при необходимости);
    • Других объективных обстоятельств.
  • Определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению Стратегии;
  • Осуществляет постоянный мониторинг выполнения мероприятий «дорожной карты» и степени достижения целевых индикаторов по реализации Стратегии. В случае отклонения хода реализации Стратегии от заданных параметров разрабатывает мероприятия по корректировке управленческих решений;
  • Координирует деятельность Национального агентства развития предпринимательства, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, министерств и ведомств, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных органов государственного управления в части реализации цели и задач настоящей Стратегии;
  • Котовит ежегодные аналитические доклады Правительству Республики Беларусь по результатам реализации Стратегии.

Обеспечение реализации поставленных Стратегией цели и задач по развитию малого и среднего предпринимательства будет осуществляться при взаимодействии органов государственного управления, объединений предпринимателей, общественно-консультативных советов, научных учреждений.

Стратегия реализуется в два этапа:
  • Переходный этап - 2018 - 2020 годы;
  • Основной этап - 2021 - 2030 годы.
В переходный этап реализуются:
  • Подготовка «дорожной карты» мероприятий по реализации Стратегии;
  • Включение мероприятий «дорожной карты» по реализации Стратегии в состав государственных программ, в том числе в «Национальную стратегию устойчивого социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на период до 2030 г.», а также пятилетние и ежегодные программы социально-экономического развития страны;
  • Разработка системы индикаторов по основным направлениям развития МСП и организация постоянного мониторинга эффективности проводимых мероприятий по реализации Стратегии;
  • Развитие институциональной базы для формирования благо­прият­ной предпринимательской среды, в том числе:
    • Доработка действующих или принятие новых нормативно-правовых актов в соответствии со Стратегией;
    • Апробирование новых инструментов государственного регулирования развития МСП;
  • Создание Национального агентства развития предпринимательства и его многопрофильных центров оказания государственных услуг по поддержке МСП в регионах;
  • Проведение информационно-разъяснительной работы с органами государственной власти, предпринимателями и населением о цели и задачах Стратегии.
На основном этапе реализации Стратегии обеспечивается:
  • Создание конкурентоспособного и адаптивного предпринима­тельского сектора национальной экономики, обеспечивающего высокую скорость технологического обновления производства, стабильную занятость и рост качества жизни населения;
  • Устойчивая динамика количественного и качественного развития МСП, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, усиление технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов;
  • Активное проникновение белорусских МСП на рынки стран-членов ЕАЭС и других стран мира;
  • Обеспечение лидерства отечественных МСП по отдельным видам инновационной деятельности на международном уровне.
Финансирование мероприятий «дорожной карты» будет осуществляется за счет средств:
  • Предусмотренных республиканским и (или) местными бюджетами для поддержки предпринимательства;
  • Открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;
  • Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;
  • Внебюджетных доходов от деятельности Национального агентства развития предпринимательства;
  • Иных источников, предусмотренных законодательством.
Для реализации Стратегии объем средств, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, будет доведен:
  • К 2020 г. - до 1 процента от собственных доходов консолидированных бюджетов областей и г. Минска;
  • К 2025 г. - не менее 1 процента от доходной части годовых бюджетов областей и г. Минска;
  • К 2030 г. - не менее 1 процента от доходной части республиканского бюджета.

Раздел 7.

«Дорожная карта» мероприятий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030  года «Беларусь-страна успешного предпринимательства»

Наименование мероприятий Сроки реализации Ответственные исполнители Форма исполнения
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter