Содержание раздела

Годовая программа «Семейный педиатр»
Годовая программа «Ведение беременности»
Годовая программа «Личный терапевт»
Для удобства пациентов начата выдача больничных листков. Импортные технологии и материалы! Цены сдерживаются в рублях! Воспользуйтесь моментом! Очень большая, но Временная экономия!
Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» Союз юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства»
ИСХ. № 01-03/124 от 26.07.2017 ИСХ. № 771 от 26.07.2017
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
ИСХ. № 01-04/2 -229 от 26.07.2017 ИСХ. № 150 от 25.07.2017

Министерство по налогам и
сборам Республики Беларусь

О проекте Закона Республики Беларусь

Бизнес-союзы рассмотрели проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Проект) и подготовили свои замечания и предложения.

Одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного), как было заложено в «Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы» (подпункт 9.4.4. пункта 9): «в 2011 - 2015 годах предусматривается завершить структурные преобразования системы здравоохранения, создать цивилизованный рынок медицинских услуг». Реализация этого Плана в полном объеме позволит создать внебюджетный сектор здравоохранения, который охватит 20 % населения нашей страны (при сегодняшних 5 %), с объемом финансирования более 1,5 млрд. руб., увеличится собираемость налогов и сборов в бюджет с внебюджетных медучреждений до 400 млн. руб., а также освободятся бюджетные средства государственных учреждений здравоохранения в размере от 1,0 до 1,5 млрд. руб. Ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения (государственный и частный), а также перераспределения высвободившихся бюджетных средств (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улучшатся качество и доступность бюджетного здравоохранения.

Для этого необходимо создать:

  1. Равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности.
  2. Прозрачный бизнес - отрицание «серых» схем, работа только «через кассу» и без «зарплат в конвертах» (без чего невозможна добросовестная конкуренция).

В связи с этим, бизнес-союзы предлагают (Национальная Платформа Бизнеса Беларуси -2017, пункты 12 и 48):

  1. Ввести норму, освобождающую физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя и близких родственников (социальный налоговый вычет);
  2. Выровнять условия взимания налога на землю для организаций осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, независимо от формы собственности.

Внесение соответствующих изменений в настоящий Проект согласуется с положениями Программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. и Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.


Приложение 1.

Обоснование предложений в проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
в редакции 07.2017

1. Введение нормы, освобождающей физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя и близких родственников (социальный налоговый вычет).

  1. Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2018 г. в размере до 3 161 белорусских рубля. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается. Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своей медицинской помощи (в рамках установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета») приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно за оказанную медицинскую помощь в организации здравоохранения. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых услуг и медицинской помощи.
  2. Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинской помощи, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
    Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств «серого рынка» (что соответствует 20 % от стоимости всего оборота существующих платной медицинской помощи), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку организаций здравоохранения от платной медицинской помощи (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 30%. Хотя, как мы уже отмечали в п.1, в бюджете уже заложены расходы на социальный налоговый вычет.
  3. «Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному наполнению бюджета налогами и сборами.
  4. «Налоговый вычет» при оплате за полученную медицинскую помощь приведет к снижению расходов населения на платную медицинскую помощь, что равносильно снижению цен. Даже по самым осторожным оценкам проведенной НИР «Минским НИИ социально-экономических проблем», в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинской помощи, объем платной медицинской помощи может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами и сборами.
  5. Увеличение привлекательности платной медицинской помощи (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.
  6. По данным Министерства финансов Республики Беларусь, средний страховой тариф по добровольному страхованию медицинских расходов в целом по республике составляет около 2,1% от страховой суммы (из ответа Минфина РБ на «Национальную платформу бизнесе Беларуси - 2015»). Это значит, что страховое возмещение может достигать в 50 раз большую сумму, чем страховая премия. В нашем случае, мы предлагаем ввести предельную норму социального налогового вычета в размере 10 тыс. белорусских рублей, что всего лишь 3,5 раз больше, чем заложен норматив на социальный налоговый вычет при страховании медицинских расходов (3 161 белорусских рубля, в соответствии с подпунктом 1.3, ст. 165 НК РБ). За счет перераспределения средств между физическими лицами, воспользовавшимися платной медицинской помощью, среднестатистический социальный налоговый вычет не будет превышать норматив, заложенный в бюджете (3 161 белорусских рубля).
  7. Социальный налоговый вычет, по нашему мнению, вообще нельзя считать налоговой льготой, так как вовлечение физических лиц в оплату медицинской помощи будет приводить не только к непосредственному наполнению бюджета налогами и сборами, но и сохранению бюджета здравоохранения, так как данные пациенты повторно уже не будут пользоваться бесплатной бюджетной медицинской помощью.
  8. Для получения практических аргументов предлагаем Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам проанализировать опыт России по использованию аналогичного «налогового вычета», который там осуществляется с 2002 г. Кроме того, в России «налоговый вычет» используется и при приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

2. Выравнивание условий взимания налога на землю для организаций осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, независимо от формы собственности:

Неравные условия взимания налога на землю между негосударственными и государственными организациями здравоохранения, которые также оказывают платную медицинскую помощь, противоречат Конституции Республики Беларусь и положениям Директивы № 4 Президента Республики Беларусь и создают неравные конкурентные условия, что не способствует развитию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения и ухудшает инвестиционный климат.

Пациенты, которые обратились за платной медицинской помощью, можно сказать, что «заплатили второй раз», так как они до этого также участвовали в формировании бюджета государственного здравоохранения. Существование налога на землю, для негосударственных организаций здравоохранения, это не просто «налог на богатых», это «налог для нуждающихся в медицинской помощи», которые нашли средства, чтобы отказаться от бесплатной медицинской помощи. Налог на землю увеличивает затраты, что повышает стоимость медицинской помощи, которая оказывается населению, снижает её привлекательность и уменьшает покупательную способности населения. А чем больше пациентов воспользуются услугами платного здравоохранения (внебюджетного), тем больше средств останется в бюджетном (государственном) здравоохранении, что значительно улучшит его качество и доступность. Таким образом, внебюджетное здравоохранение решает очень важную социальную задачу и его результат затрагивает практически каждого жителя нашей страны.

Кроме того, в статье 186 НК РБ созданы равные условия по освобождению от налога на недвижимость на капитальные строения используемые в сферах образования и здравоохранения, для организаций независимо от формы собственности.


Приложение 2.

Предложения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
в редакции 07.2017

В статье 48, после слов «3 161 белорусского рубля»; добавить подпункт 1.3 следующего содержания:

«1.3. в сумме, не превышающей 10 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в качестве оплаты за оказанную ему медицинскую помощь.
Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком, за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), - за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам личного добровольного страхования медицинских расходов, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с лицами, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), - за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 1.2. и 1.3. принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного подпунктом 1.2., не должна превышать 10 000 белорусских рублей.»;

После последнего абзаца статьи 48 добавить подпункт 4.1. следующего содержания:

«4.1. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3. пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) следующих документов:

  • Справка, подтверждающая фактическую оплату медицинской помощи, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • Копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства при осуществлении расходов на медицинскую помощь соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
  • Справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

В статье 60 добавить четвертый абзац следующего содержания:

в подпункте 1.7 после слов «образования и здравоохранения», слова «и получающих субсидии из бюджета» заменить словами «независимо от формы собственности»;

Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» А. Ф. Калинин
Сопредседатель Правления
Директор БСПН им Кунявского
Ж. К. Тарасевич
Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»,
Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
В. Н. Карягин
Сопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»,
Первый вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
В. Е. Маргелов
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter