Грамадскае аб’яднанне
«Беларускi саюз прадпрымальнiкаў»
г. Мiнск,вул. Цiмiразева,65Б, оф.1007
Общественное объединение
«Белорусский союз предпринимателей»
г. Минск, ул. Тимирязева,65Б, оф.1007
220035, тэл. +375 (17) 343-30-75, факс +375 (17) 282-30-99
УНП 100184043, АКПА 00040028, БIК BLBBBY2X
P/p BY57BLBB30150100184043001001
y AAT «Белiнвестбанк» г. Мiнск,
Е-mail: belsp1991@mail.ru
Сайт: www.belsp.com
220035, тел. +375 (17) 343 30 75, факс +375 (17) 282-30-99
УНП 100184043, ОКПО 00040028, БИК BLBBBY2X
Р/с BY57BLBB30150100184043001001
в ОАО «Белинвестбанк» г. Минск,
Е-mail: belsp1991@mail.ru
Сайт: www.belsp.com

24 декабря 2019 г. № 01-03/287

Заместителю Министра здравоохранения
Республики Беларусь
ШИЛО В. Д.

О разъяснении Указа № 450
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и работе лицензионного управления

12 декабря 2019 года было проведено заседание Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (далее Минздрав), на котором был поднят вопрос о возникающих вопросах у медицинских центров по применению норм Указа Президента № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с этим было принято решение о подготовке и проведению Минздравом совещания в январе 2020 года с организациями здравоохранения частной формы собственности, на котором специалистами Минздрава будут даны разъяснения.

Для подготовки к совещанию ОО «БСП» направляет проблемные вопросы руководителей организаций здравоохранения по разъяснению применения Указа №450 и свои предложения по улучшению работы лицензионного управления Минздрава.

Приложение:

  1. Предложения от СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» — на 4 стр.;
  2. Предложения от ООО «Мир медицины» — на 2 стр.;
  3. Предложения от ООО «Конфиденс сервис» — на 2 стр.;
  4. Предложения от ООО «Томография» — 2 стр.
Председатель ОО «БСП»,
Член Национального совета по трудовым и социальным вопросам
А. Ф. Калинин

Сумеснае таварыства з абмежаванай адказнасцю
«Экамедсэрвiс-Медыцынскi цэнтр»
(СТАА «Экамедсэрвiс-Медыцынскi цэнтр»)
вул. Талстога, д. 32-1Н, 220007, г. Мiнск
Рэспублiка Беларусь
тэл./факс (017) 271 08 88
E-mail: info@ems.by
Р/р BY28RSHN30126163200110000000
у ЗАТ «Банк «Рашэнне», БIК RSHNBY2X,
г. Мiнск, вул. Iгнаценка, д. 11
АКПА 37511698, УНП 101482639
Совместное общество с ограниченной ответственностью
«Экомедсервис-Медицинский центр»
(СООО «Экомедсервис-Медицинский центр»)
ул. Толстого, д. 32-1Н, 220007, г. Минск
Республика Беларусь
тел./факс (017) 271 08 88
E-mail: info@ems.by
Р/с BY28RSHN30126163200110000000
в ЗАО «Банк «Решение», БИК RSHNBY2X,
г. Минск, ул. Игнатенко, д. 11
ОКПО 37511698, УНП 101482639
24.12.2019 № 01-13/1396
На № __________ад__________
ОО «Белорусский союз предпринимателей»

Вопросы по лицензированию медицинской деятельности

1. По вопросам практики применения норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение ):

1.1. В соответствии с п. 329 Положения грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются, в том числе:

1.1.1. Отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

Вопрос: каким нормативным правовым актом определено какая именно медицинская документация должна быть в наличии и которая должна вестись для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность? Где взять перечень данной медицинской документации?

1.1.2. Отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

Вопрос: каким нормативным правовым актом установлено какая медицинская техника и изделия медицинского назначения, необходимы для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность? Где взять перечень данной медицинской техники и изделий медицинского назначения?

1.1.3. Осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии;

В Положении возникла коллизия между пунктами 2, 325 и 329, в связи с определением термина «грубое нарушение» и дополнением в п. 325:

Пункт 2. грубое нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий — нарушение, предусмотренное настоящим Положением в качестве такового для конкретного вида деятельности и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, субъектов хозяйствования либо создавшее угрозу причинения такого вреда, а равно нарушение особых лицензионных требований;

Пункт 325. Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством).

Пункт 329. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

Осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии;

Считаем, что в данной редакции Положения необходимо не использовать п. 329, а руководствоваться исключительно п. 325.

2. С целью организации эффективного взаимодействия с лицензионным управлением Министерства здравоохранения, упрощения работы сотрудников соответствующих управлений, во избежание нерационального отвлечения от основной деятельностью руководителей и специалистов государственных организаций здравоохранения, направляемых для проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, вносим на рассмотрение следующие предложения:

2.1. При наличии в организации здравоохранения лицензии на медицинскую деятельность:

2.1.1. При внесении изменений в лицензию в части дополнения (изменения) мест осуществления деятельности (без расширения перечня работ и услуг), не требовать на момент рассмотрения заявления, проведения экспертизы фактического оснащения новых кабинетов медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, необходимых для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, если эта техника и изделия уже находится на балансе организации здравоохранения и до внесения указанных изменений в лицензию используется в медицинской деятельности, а после внесения — будут перемещены в новые места осуществления деятельности (новые кабинеты). Указанные изменения в лицензию (разрешение на использование новых кабинетов) вносить при наличии заключения органа государственного санитарного надзора, о соответствии этих новых помещений условиям для выполнения заявленных работ и услуг.

Ситуация из практики: с момента подачи заявления о внесении изменений в лицензию в части дополнения (изменения) мест осуществления деятельности до момента проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата прошло более 3 месяцев, а до выдачи бланка лицензии — более 6 месяцев. Соответственно, при перемещении «ЛОР-кабинета» из одного помещения в другое (новое) сложившаяся практика применения потребовала бы изъять ЛОР-оборудование из действующего кабинета и «заморозить» в новом кабинете на указанные месяцы оформления изменений в лицензию.

2.1.2. Предоставить право организации здравоохранения без получения дополнительного заключения органа государственного санитарного надзора (далее — ОГСН), осуществлять оказание медицинских услуг в различных помещениях, которые соответствуют идентичным требованиям предъявляемым ОГСН и на которые ранее было выдано заключение ОГСН. Для этого ОГСН необходимо определить группы (категории) работ и услуг, составляющих лицензионную деятельность, для осуществления которых действующим законодательством установлены одинаковые требования к помещениям, в которых оказываются данные работы и услуги. Это предоставит возможность лицензиату оказывать работу и услугу, входящую в соответствующую группу (категорию) в любом из помещений (без закрепления только к одному кабинету), которое соответствует установленным требованиями, что подтверждается ранее выданным заключением ОГСН, без нарушения лицензионных требований и условий.

Пример: организацией при оформлении лицензии были заявлены два вида работ и услуг: педиатрия и терапия, получены заключения ОГСН на 5 кабинетов (2 — педиатрия, 3 — терапия) и выдана лицензия. Требования к терапевтическому и педиатрическому кабинетам одинаковые. В процессе осуществления деятельности, учитывая увеличившийся спрос населения на услуги врача-педиатра, изменение состава медицинских специалистов в организации (увольнение врача-терапевта, приём врача-педиатра) было принято решение перевести принятого врача-педиатра для оказания услуг в кабинет, который ранее занимал уволившийся врач-терапевт. В данной ситуации отсутствует объективная необходимость получать новое заключение ОГСН на кабинет врача-педиатра, на который ранее было выдано заключение для работы врача-терапевта.

2.2. В рамках реализации программы «Электронное здравоохранение» осуществлять предоставление необходимых документов в электронном виде (по вновь принятым работникам, изменению штатного расписания, внесению изменений и дополнений в лицензию) для предварительного рассмотрения до проведения очной консультации специалистов организаций здравоохранения;

2.3. Исключить необходимость обязательного предоставления документов на всех работающих медицинских специалистов при внесении дополнений/изменений в лицензию, а предоставлять информацию лишь о новых сотрудниках — (идет постоянное дублирование информации);

2.4. Организовать проведение онлайн-конференций лицензионным управлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь по наиболее актуальным, проблемным вопросам для негосударственных организаций здравоохранения — не реже 1 раза в квартал.

Генеральный директорИ. Н. Рыжко

Письмо в Минздрав по подготовке Совещания по лицензированию

ООО «МИР МЕДИЦИНЫ»
220114, г.Минск, ул. Филимонова, 53, пом.2
Тел. +375 17 374-33-03, +375 17 272-07-81
www.optimed.by, e-mail: optimed@optimed.by
IBAN BY62GTBN30128000000482642201
в «Франсабанк» ОАО, BIC GTBNBY22
УНП 190526867, ОКПО 37638275

Исх №_____ от «21» октября 2019 г.
На №_____ от «__» _____ 2019 г.

Заместителю Председателя
ОО «Белорусский союз предпринимателей» Коява В. Т.

О применении Указа № 450.

ООО «Мир медицины» предлагает рассмотреть следующий вопрос, связанный с применением Указа Президента Республики Беларусь № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 322.2.1 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований является «наличие у руководителя организации здравоохранения и (или) его заместителя…

  • Высшего медицинского образования;
  • Первой или высшей квалификационной категории;
  • Документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность;

В соответствии со ст. 53 Закона «О хозяйственных обществах» полномочия руководителя хозяйственного общества могут быть переданы по договору индивидуальному предпринимателю (управляющему). В случае передачи полномочий руководителя управляющему в штатном расписании исключается должность директора и производная должность «заместитель директора». Таким образом, наличие в хозяйственном обществе управляющего — ИП исключает наличие должности заместитель директора. Соответственно, возникает ситуацию при которой в медицинской организации невозможно передать полномочия руководителя управляющему без высшего медицинского образования, так как при наличии управляющего в организации не может быть заместителя директора, который мог бы иметь необходимое образование и категорию. Тем самым, пункт 322.2.1 исключает возможность передачи полномочий руководителя медицинской организации управляющему без высшего медицинского образования, чем неоправданно ограничиваются возможности по организации управленческой деятельности.

Возможным вариантом решения вопроса представляется ситуация, когда при наличии управляющего — ИП и отсутствии должности заместителя руководителя обязательным должностным лицом с высшим медицинским образованием могла бы рассматриваться должность главного врача, которая также относится к категории руководителей.

Член Правления
Цветков А. В.


Вопросы по УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования»

  1. В нормативном документе не оговариваются вопросы в отношении руководителя организации здравоохранения и заместителя руководителя.
    Возможно ли занимать эту должность по- совместительству на 0.5 ставки или быть основным работником на 0.5 ставки и совмещать с работой в другой организации.
  2. Требование для врачей по стажу работы по специальности: учитывает не менее 3-х лет: должен ли быть непрерывным или может суммироваться с перерывами, входит ли в стаж по специальности интернатура.
  3. По трудовому кодексу организация обязана трудоустроить работника после декретного отпуска на должность которую она занимала ( к примеру врач или медсестра).
    В случае если декретный отпуск превышает 4 года ( к примеру 2-й ребенок) , имеются противоречие с законом о здравоохранении.

Перерыв в работе более 4 лет: «лица, имеющие высшее или среднее специальное медицинское, фармацевтическое образование, не работавшие по имеющейся специальности более четырех лет, могут быть допущены к занятию должностей медицинских, фармацевтических испытания, проводимых в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, за исключением лиц, которым гарантии их трудовых прав установлены законодательными актами Республики Беларусь» (ч. 4 ст. 56 Закона о здравоохранении). Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 сентября 2012 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения подтверждения квалификации и проверочного испытания для лиц, имеющих высшее или среднее специальное медицинское (фармацевтическое) образование, не работавших по имеющейся специальности более четырех лет».

  1. В п. 325 Положения о лицензировании установлено такое лицензионное требование (условие), как осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии. Указ № 326 дополнил это требование фразой «за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательствоми)
    Не указано о каких услугах идет речь и полезно было бы дополнить этот пункт оказание услуг по месту работы пациента.

6 Из перечня лицензируемой деятельности исключена первичная медицинская помощь. Не понятна суть этой услуги.

Если руководствоваться законом РБ «О здравоохранении»:

Пациентам оказываются следующие виды медицинской помощи:

  • Первичная медицинская помощь;
  • Специализированная медицинская помощь;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Медико-социальная помощь;
  • Паллиативная медицинская помощь.

Первичная медицинская помощь — основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, при беременности и родах, при проведении диагностики и медицинской профилактики.

Специализированная медицинская помощь — вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи.

Высокотехнологичная медицинская помощь — вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения новых, сложных, уникальных, а также ресурсоемких методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники и имеющих высокую клиническую эффективность.

Исходя из определения, лечение заболеваний не требующих специальных, сложных , уникальных и т.д. методов оказания помощи (терапевт, гинеколог, невролог- при лечении распространенных заболеваний) не требует лицензии.

  1. Нет четких критериев (за исключением нанесения вреда здоровью пациента) грубых нарушений лицензионных требований, в каком случае кроме предписания об устранении нарушений может приостанавливаться деятельность организации.
Директор ООО «Конфиденс сервис»А. Гульцов